При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Профессор РАНХиГС 9 лет считает свои инфляционные индексы.
9 лет назад Александр Абрамов, профессор РАНХиГС, поставил цель создать простые и понятные обычному человеку инфляционные индексы. Главные цели проекта – создать предсказательные индикаторы роста цен, а также преодолеть «хроническое недоверие населения к данным Росстата».
12 продуктов из 3-х магазинов
– Если не ошибаюсь, это проект, не имеющий прямых аналогов. Цели проекта – понять, можно ли в век информационных технологий самостоятельно составлять ценовые индикаторы, конкурирующие с профессиональными показателями в части мониторинга изменений цен и их уровня, а также понять, как можно преодолеть хроническое недоверие населения к индикаторам официальной инфляции, – написал в своём телеграм-канале Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС.
Одно из открытий Абрамова – совпадение размера спреда между официальной и воспринимаемой населением инфляцией. Данный феномен, по словам экономиста, устойчиво наблюдается вот уже 2 года подряд. Спред составляет 7,5 процентных пункта при среднем уровне инфляции 7,8%.
В Индекс Т-12 входят 12 продуктов (овощей, фруктов, просто продовольственных товаров) из трёх московских магазинов. Ниже на графике показано, как суммарным итогом изменились цены на каждый из товаров. Бросается в глаза резкое подорожание «самого дешёвого батона белого хлеба» – почти в 3 раза. Данное наблюдение лишний раз подтверждает тезис о том, что инфляция для малоимущих слоёв населения растёт намного быстрее, чем для среднего класса, а также для богатых потребителей.
Как показано на графике, за 9 лет стоимость корзины Т-12 выросла на +88,2%. Помимо белого хлеба, больше всего подорожало масло сливочное +127,4% и апельсиновый сок J7 + 119.4%. Меньше всего подорожали конфеты «Мишка косолапый» +16,2%, масло растительное «Олейна» +34,5% и белорусская сельдь Матиас +40,1%.
За минувшие 9 лет с прилавков ушел солнечный детский мармелад Haribo, чай Липтон. По наблюдениям профессора, значительно менее популярными стали бренды молока и масла Простоквашино, соки J7 (видимо, не так успешно идет трансформация бизнеса бывших компаний PepsiCo). Кроме того, за 9 лет закрылись или перепрофилировались 5-6 магазинов, которые экономист использовал для наблюдений.
– Но в целом, проект успешно развивается, и к 10-летию я мечтаю опубликовать статью о своем опыте в реферируемом экономическом журнале, – написал Абрамов.
Главное, наверное, что мне удалось показать, что мониторинг за ценами со стороны самих потребителей вполне возможен, и он способен выявлять серьезные проблемы. Вероятно, это один из путей восстановления доверия населения к официальным индикаторам инфляции и целям инфляционного таргетирования Банка России.
Ниже на графике показано, как отличается (совпадает) Индекс Т-12, а также ряд официальных индексов, которые публикуют Росстат и Банк России. Бросается в глаза повышенная волатильность Т-12. Это можно объяснить тем, что в официальных индексах содержатся цены не сотни товаров и услуг, причём не только продовольственных. С другой стороны, отчётливо видно совпадение трендов.
Топливный индекс
В 2019 году Александр Абрамов создал новый индекс – Индекс динамики топливных цен. Этот проект, по его словам, претендует на более значимый вклад в прогнозирование общего уровня официальной инфляции, отражая ориентиры по инфляции государственных ведомств, таргетирующих цены с помощью топливного демпфера. Профессор уверен, что данный индекс показывает, что простому экономисту по плечам с помощью очень несложного индикатора неплохо предвидеть даже уровень будущей инфляции.
Вот, как выглядит данный индекс в сравнении с официальной инфляцией от Росстата, а также топливным индексом Росстата. Расхождение инфляции весной-осенью 2022 года и бензиновыми индексами можно объяснить резким ускорением цен на фоне санкционного шока 2022 года.
Куриный, овощной и фруктовый индексы
С июня 2018 года Александр Абрамов отдельно публикует Индекс куриных цен и сравнивает его с индексом куриных цен от Росстата.
Кроме того, экономист публикует Индекс овощей и Индекс фруктов и цитросовых:
Как поясняет Абрамов, данные индексы не претендуют на предсказание ни общего уровня инфляции, ни официальной инфляции Росстата по данным товарным группам. А их ценность в том, чтобы показывать тренды изменений цен соответствующих товаров.
– Динамика цен на куриные яйца откровенно удивляет. С июня по сентябрь мой Индекс куриных яиц в Ашане (желтая кривая на графике) стабильно растет. В сентябре 2024 г. он вырос на +29,2% (г/г) по сравнению с +15,6% в августе и 13,0% в июле. А Индекс цен на яйца у Росстата (зеленая кривая) несколько месяцев стабильно снижается до 33,6% в августе с 37,3% в июле и 49,0% в июне, – отметил экономист.
Он объясняет феномен тем, цены на социально значимые бренды куриных яиц (например, «Каждый день» или «Окское) действительно могут снижаться или по крайней мере не расти.
– Но проблема покупателя заключается в том, что, приходя в магазин, он часто не видит социально значимых брендов на полках, а выбирает из того, что есть или больше нравится. Чем менее доступны и привлекательны социальные бренды, тем больше приходится платить за более дорогие товары. В моем случае яйца «Окские» категории С1 и С0 часто сложно застать на прилавках «Ашана». Тогда приходится заменять их на схожие субституты, а они дороже. По моему мнению, за счет гибкого управления наличием разных товаров на прилавках можно заставлять людей платить больше при видимости снижения цен на социально значимые позиции. Так и формируется недоверие граждан к официальной статистике, – считает экономист.
обсуждение