При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Столь важный и необходимый план Европейского союза по стимулированию сдерживания негативных последствий пандемии коронавируса натолкнулся на неожиданное препятствие после того, как Конституционный суд Германии поднял вопросы о взятии новых долговых обязательств.
В июле прошлого года 27 стран Европейского союза согласились выйти на финансовые рынки посредством Европейской комиссии и собрать 750 миллиардов евро ($883 млрд) для преодоления экономического кризиса, спровоцированного коронавирусом. В то время это было описано как «момент Гамильтона» для европейского блока, имея в виду сделку, заключенную отцом-основателем США Александром Гамильтоном (Alexander Hamilton), чтобы преобразовать предыдущие долги в совместные обязательства федерального союза.
Хотя страны ЕС разделяют многие политические решения, каждая страна имеет полный контроль над своими финансовыми механизмами. Согласие взять новый долг оказалось спорным для более консервативных в финансовом отношении стран, которые опасаются, что в результате их налогоплательщики могут столкнуться с более высокими счетами.
Так было, например, в Нидерландах, но премьер-министр Марк Рютте (Mark Rutte) в то время подчеркнул уникальный характер сделки: это должно быть разовое мероприятие для борьбы с беспрецедентным и серьезным экономическим потрясением в регионе.
Но этот аргумент не смог убедить всех скептиков ЕС.
Группа в Германии, получившая название «Альянс воли граждан» (Citizens' Will Alliance), обратилась в Конституционный суд страны с жалобой на то, что европейские договоры не позволяют блоку брать на себя долги совместно. В результате немецкий суд в пятницу остановил действие закона, который позволил бы Европейской комиссии собрать денежные средства. Немецкие судьи заявили, что они должны сначала вынести решение по ходатайству о временном судебном запрете.
«Мы знаем, что Фонд восстановления - это уже решенный политический проект. Однако, учитывая значительные риски, федеральное правительство должно гарантировать, что заимствования на уровне ЕС и обход бюджетных правил не станут постоянным решением», - заявил в пятницу Конституционный суд Германии.
Это произошло несмотря на то, что 478 из 645 немецких законодателей дали одобрение ратификации закона на прошлой неделе.
Европейская комиссия не может использовать финансовые рынки для получения средств до тех пор, пока все государства-члены не примут закон в пользу этой меры. 22 из 27 стран ЕС это сделали или должны завершить процесс в следующем месяце. Австрия, Польша, Венгрия и Нидерланды еще не подтвердили, когда они будут голосовать по этому закону, а Германия сейчас находится в неопределенности.
«Если вопрос не будет решен быстро и в пользу закона, который обе палаты немецкого парламента одобрили заранее широким большинством голосов, выплаты из фонда могут быть отсрочены или даже подвергнуты риску», - сказал Хольгер Шмидинг (Holger Schmieding), главный экономист по Европе в Berenberg.
Европейская комиссия хочет начать сбор средств этим летом и сделать их доступными для государств-членов во второй половине 2021 года, то есть через год после первоначального соглашения.
Страны, серьезно пострадавшие от пандемии коронавируса, такие как Италия и Испания, отчаянно ждут свежих денег, чтобы они могли быстрее восстановить свои экономики. А фонды восстановления стали еще более важными, поскольку страны по всей Европе борются с третьей волной заболеваний и снова вводят строгие ограничения.
«Хотя судебное дело Германии может вызвать некоторый шум, мы считаем маловероятным, что оно в конечном итоге помешает общей налогово-бюджетной реакции ЕС на пандемию Covid-19», - сказал Шмидинг.
Он считает, что отсрочка выплат «была бы неудачной», но до тех пор, пока рынки ожидают, что деньги поступят в какой-то момент, ставки по займам для стран ЕС должны оставаться низкими.
Однако есть еще одна проблема.
Это не первый случай, когда Конституционный суд Германии поднимает вопросы о том, что он считает рискованной интеграцией в ЕС. В мае прошлого года тот же орган правосудия постановил, что некоторые части программы покупки государственных облигаций Европейского центрального банка являются незаконными в соответствии с законодательством Германии.
«Нависает риск более масштабного противостояния, потому что пятничное событие отражает более серьезную институциональную проблему для Германии и Европы», - сказал в воскресенье главный экономист UniCredit Эрик Нильсен (Erik Nielsen).
Он сказал, что Конституционный суд может выбрать вести борьбу с другими ветвями государственной власти Германии или снова начать её с ЕЦБ, на этот раз из-за его программы экономического стимулирования в условиях кризиса Covid-19.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- The EU’s huge Covid stimulus plan has hit an obstacle — and it could delay the funds (CNBC)
обсуждение