При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Необъявленная война, развязанная против страхового рынка автоюристами, идет давно. А в этом году они изобрели новое ухищрение и за 9 месяцев до 49% обращений происходят в скрытой форме через Почту России.
Кто есть кто
Чтобы в полной мере понимать с кем страховщикам приходится вести дела, стоит пояснить, кто скрывается под, казалось бы, обнадеживающей маской «автоюристов». Прежде всего – это люди, которые ведут недобросовестные практики. Они используют пробелы в законодательстве для личной наживы. Нередко автоюристами становятся бывшие сотрудники страховых компаний, которые изнутри знают все уязвимые места бизнеса и применяют свои компетенции для юридических атак. Под предлогом правовой помощи автовладельцам в урегулировании страховых случаев они от имени своих клиентов «выжимают» максимальные выплаты из страховых компаний, которые терпят убытки. «Львиная доля» полученных денег оседает у этих якобы юристов, а страхователю перепадает лишь незначительная часть. Что, по сути, является мошенничеством. А нередко случается и так, что после сделки с автоюристами автовладельцы становятся должниками.
Чужими руками: технология наживы
Процедура урегулирования страхового события по факту ДТП дело само по себе не особо приятная и требует временных затрат. Этим и пользуются автоюристы. Они выкупают у пострадавших убыток по договору цессии (переуступке прав требования). Зачастую они появляются на месте ДТП раньше сотрудников Госавтоинспекции, «отлавливают» пострадавших возле офиса урегулирования страховых событий или активно действуют в Интернете. После заключения договора цессии автоюристы от имени граждан через суд добиваются максимальной выплаты. И дело вовсе не в том, что страховщики не хотят платить или стараются платить мало. Для всего рынка существует единая методология определения ущерба, утверждённая Центральным банком России, и стоимости его компенсации. Поэтому страховая компания назначает вполне объективный размер страховых выплат.
Однако закон об ОСАГО допускает, что даже при небольшом ущербе автомобилю при ДТП можно получить максимальную выплату – 400 тыс. руб. Как правило, на данной правовой норме и основаны большинство исковых требований к страховщикам. Помимо непосредственно самого ущерба, например, в размере 50-60 тыс. руб. автоюристы в иск добавляют штраф за неисполнение требования потерпевшего в добровольном порядке, пени и другие санкции. Таким образом, они только на неустойках могут зарабатывать на каждом страховом случае от 100 тыс. руб. и более. А сколько получает сам потерпевший? Обычно ему сразу после подписания договора цессии выплачивается от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Все, что через суд получают автоюристы, поступает только им. Как много? По некоторым сведениям, только с одной крупной страховой компании автоюрист получает более 100 млн. руб. в год. В масштабах рынка – это миллиарды рублей.
Подстава для пострадавших
После подобного сотрудничества с автоюристами нередко пострадавшие обращаются в страховую компанию в недоумении. Люди в шоке от того, что ФНС предъявило им задолженность по НДФЛ. Автоюристы, чтобы самим не платить налог 13%, который обязывает взимать ст. 226 НК РФ, предпочитают действовать по доверенности. Тогда обязательство по уплате НДФЛ автоматически перекладывается на изначального собственника убытка – то есть пострадавшего. И у него возникает обязанность уплаты налога. Обыватели про такие нюансы по понятным причинам знать не могут. Автоюристы об этом в известность не ставят, и людям, которые в обмен на передачу ущерба получили от них столь небольшие суммы, после еще предстоит заплатить с этих денег НДФЛ, а при несвоевременной уплате и штрафы. Но и это еще не все риски для тех, кто обращается к недобросовестным автоюристам. Есть вероятность, что страховщик оспорит в суде претензию и взыщет ранее выплаченные деньги. Что-то комментировать здесь излишне.
Новая уловка
В текущем году мы отмечаем существенное число заявлений о страховом возмещении, которые поступают через Почту России. В 80% случаев требования направляются с помощью автоюристов и делятся на два типа. Первый – открытая форма через договор цессии. Второй – в скрытой форме от имени потерпевших граждан. Определить, что это лишь формальность и кто за этим стоит несложно. Обращения имеют: одинаковые формы заявлений, адреса для корреспонденции, контактные данные. Уже на этапе поступления документов мы понимаем, с каким автоюристом имеем дело. При этом потерпевшие, за которыми стоят автоюристы, даже не отдают себе отчета в том, кто и в каких масштабах несет сопутствующие расходы (убытки) по их требованиям. И тем более не понимают, что эти расходы могут взыскать с них, а не автоюристов.
Аналогично дела обстоят у службы финансового уполномоченного, которая бесплатно защищает потребителей в досудебном порядке. Но взимает 15 тыс. руб., когда интересы гражданина представляет юрлицо-посредник. «Только в Красноярске от имени одного человека (одно юрлицо) подано нам 399 обращений. Ущерб, который был причинен службе только в этом случае, составляет почти 6 млн. рублей», – приводит свежий пример финансовый омбудсмен.
Как борются страховщики
Разумеется, страховые компании не сидят сложа руки, когда их обчищают. В 2023 году состоялось громкое дело. Недобросовестных юристов, обвиненных в мошенничестве с ОСАГО на 100 млн. руб. Мещанский суд Москвы приговорил к уголовному наказанию. Двое были осуждены к 12 и 13 годам заключения. Остальным дали от 5 до 8 лет лишения свободы условно, присудили штрафы до 800 тыс. руб. и солидарно взыскали 6,4 млн. руб. Инициатором уголовного преследования выступили Российский союз автостраховщиков (РСА) и одна из крупных компаний.
Существуют и другие примеры успешного противодействия участников рынка автоюристам. Однако в масштабах проблемы подобных фактов не так много. Ведь по оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на долю выплат мошенникам и по схемам автоюристов приходится 10-15% от всех выплат. Причем динамика роста штрафов, пеней, неустоек на каждый рубль страховой выплаты в ОСАГО растет пугающими темпами и по данным на 2023 год этот показатель достиг 1,92 руб.
Пока в законодательном поле решения проблемы недобросовестных юридических представителей не проглядывается. Поэтому, пожалуй, наиболее эффективным способом борьбы будет дальнейшая консолидация страховых компаний, РСА, ВСС, финансовых уполномоченных – всех участников рынка. Ведь, как известно, «в единении – сила».
обсуждение