При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как понять, недооценена акция или переоценена, и на что ориентироваться при покупке ценных бумаг.
За сотни лет ничего не меняется: появляются новые компании, предлагают новые суперпродукты, взлетают до небес и исчезают через какое-то время. Некоторые из них успевают ввести инвесторов в большой минус. За время моей работы финансовым консультантом я не раз сталкивался с такими ситуациями. Акции компаний обещали уникальные инвестиционные возможности, безопасность и заманчивую доходность, но оптимистичные ожидания не оправдывались.
Каждый год, подводя итоги – кто стал лидером, а кто – аутсайдером, меня всегда интересуют аутсайдеры, ведь они могут нагнать то, что было потеряно.
Одной из самых провальных в прошлом году стала такая «горячая» отрасль, как производство марихуаны. Фонд ETFMG Alternative Harvest ETF (MJ) упал в 2019 на 35%!
Интересно, за счет чего должен расти спрос на эту продукцию? Большинство стран мира не легализовало марихуану. А список стран, легализовавших ее, очень короткий. Если спрос расти не будет, ждать возвращения роста цен на акции не приходится.
Многие инвесторы в погоне за большой прибылью выбирают новые, порой, экзотические продукты, и инвестируют в такие акции. А после задаются вопросами: продолжать их держать? Докупать, пока они на спаде? Или это был «пузырь» и сейчас цены стали на свое место?
Вопросы не праздные... Среди аутсайдеров можно выбрать тех, кого в небольшой доле можно включить в портфель в надежде на восстановление...
Подобная ситуация возможна не только с экзотикой, крупные, казалось бы, надежные и широко известные компании тоже могут пополнить статистику провалов. Взгляните сами: в 2019 наряду с марихуаной просели нефтяные и газовые компании. Может быть среди них есть те, которые восстановятся в 2020?
Инвестирование не должно быть игрой в рулетку, его нельзя сопоставлять с походом в казино.
Ключевые слова, используемые в фундаментальном анализе, – это «недооцененные акции», а не «акции, упавшие в цене». Этим нюансом нельзя пренебрегать. Цена акции — это просто цифра, которая сама по себе ничего не значит.
Что же такое фундаментальный анализ? Нужен ли он вам, если вы собираетесь всего лишь прикупить немного акций? Если планируете выбирать акции сами, эти базовые понятия могут очень пригодиться. Вы поймете, как рассчитать и понять, что на рынке торгуется слишком дорого и находится ли он в состоянии надувшегося пузыря?
При фундаментальном анализе ориентируются по значениям, которые рассчитывают на базе трех основных финансовых отчетов компании:
- балансового отчета
- отчета о прибылях и убытках
- отчета о денежных потоках.
Их можно разделить на оценочные коэффициенты и фундаментальные данные.
ОЦЕНОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ:
- цена/прибыль [Р/Е) и рост коэффициента
- «цена/прибыль» (PEG)
- цена / объем продаж (P/Sales)
- цена / свободный денежный поток (P/FCF)
- цена / бухгалтерская
- стоимость (Р/Воок)
- коэффициент коротких продаж
- бета(Beta)
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ:
- норма прибыли (NetMargin)
- текущие активы / обязательства
- коэффициенты эффективности (ROE, ROI)
- дивиденды/доходность (Dividend Yield)
- норма выплаты дивидендов
Остановимся на двух основных показателях, с помощью которых инвестор сможет избежать грубых ошибок при покупке акций. Самый популярный коэффициент – это отношение цены акции к прибыли на нее (Р/Е, price–to–earnings).
P/E = P/EPS,
где Р—цена акции,
EPS—прибыль на акцию
Этот показатель позволяет видеть, сколько вы платите за одну акцию по отношению к приходящейся на нее текущей прибыли. Проще говоря, во что вам обходится 1 рубль (доллар) прибыли компании.
Рассмотрим этот индикатор детально. Для примера приведем расчет такого коэффициента для компании McDonald’s.
McDonalds
Цена одной акции – $214
Прибыль за 2018 год – $5,9 млрд
Количество акций в обращении – 759 млн.
Прибыль в расчете на одну акцию – $7,8 (5,9 / 0,759 = 7,8)
Коэффициент Р/Е - 214/7,8 = 27,4
Что говорят нам эти значения, много это или мало?
Все познается в сравнении. Только не пытайтесь сравнивать Р/Е двух компаний из разных отраслей: в таком сравнении нет никакого смысла, ведь они работают в разных секторах экономики. При фундаментальном анализе значение Р/Е сравнивают с прогнозируемым ростом чистой прибыли компании.
Если Р/Е =27, значит, вы готовы заплатить $27 за $1 чистой прибыли, заработанной компанией в прошлом году.
Это вполне логично: чем больше планируемая прибыль компании, тем больше инвестор готов платить за ее акции сегодня.
Если динамично развивающаяся компания прогнозирует, что в течение следующих пяти лет ее прибыль будет возрастать на 100-120% в год, то цены на ее акции должны взлететь, а вместе с ними – и коэффициент Р/Е.
О справедливой цене
Следующий коэффициент, который также в первую очередь волнует инвесторов и фундаментальных аналитиков, показывает, насколько оценена (переоценена, недооценена) та или иная компания. Этот коэффициент обозначается PEG и рассчитывается как отношение уже известного нам коэффициента Р/Е к прогнозируемому росту чистой прибыли (G – Growth) в последующие пять лет.
Вернемся к нашему примеру.
По оценкам финансовых аналитиков и самой компании McDonald’s, рост чистой прибыли компании в следующие пять лет составит 5,56%. Таким образом, ее коэффициент PEG равен:
27,4/5,56 = 4,9.
И снова вопрос: много это или мало? Очевидно, что чем ниже коэффициенты Р/Е и PEG, тем лучше для инвестора. Можно ли в таком случае говорить о какой-то норме для этих значений?
Для Р/Е нормы нет. Он просто не должен быть очень высоким: компания с Р/Е больше 50 вряд ли интересна инвестору.
А вот для коэффициента PEG норма есть: компания считается справедливо оцененной рынком в том случае, если ее PEG равен 1; если PEG больше 1, компания переоценена; если меньше 1 – недооценена.
Но если бы все было так просто определить, самыми богатыми людьми на земле стали бы бухгалтеры. Раз этого не произошло, значит, существуют нюансы.
Самый скользкий момент при расчете коэффициента PEG – прогноз роста чистой прибыли компании.
Сегодня мы считаем, что в следующие пять лет чистая прибыль компании будет ежегодно возрастать на 25%. Но приходит кризис и ломает планы. Компания меняет прогноз прибыли с 25 до 5% в год. И цена акций падает, хотя на момент расчета акции вовсе не были переоценены.
Допустим, PEG компании составляет 0,5. Это признак того, что компания рынком недооценена. Но, покупая акции только по низкому значению PEG, можно угодить в ловушку.
Почему PEG опустился так низко? Как правило, это следствие резкого падения цены акции. А для падения была причина. И ее нужно понять и оценить, прежде чем принимать решение о покупке акций.
Трудно предсказать будущую прибыль…
Коэффициенты Р/Е и PEG полезны для начальной оценки акций и состояния фондового рынка в целом. Что можно сказать о PEG той же компании McDonald’s? Действительно ли она сильно переоценена?
Она, безусловно, очень дорогая. Но не переоценена слишком сильно – это не пузырь. В данном случае одна из основных причин высокого значения PEG – это имя компании.
Такие бренды, как McDonald’s знают все, и в компанию зачастую инвестируют, не изучая рынок и не вникая в фундаментальные показатели. У таких компаний, как Microsoft (2,13), Coca-Cola (5,34) и т.д., коэффициент PEG гораздо больше единицы.
А если еще принять во внимание тот факт, что даже при такой высокой оценке этих компаний они платят дивиденды, которые гораздо выше банковского депозита, становится понятно, почему эти акции расходятся на рынке, как горячие пирожки. Coca Cola платит дивиденды 2,8%. McDonald’s – 2,2%.
Но если вы решите оценить любую российскую компанию по тем же индикаторам, вы увидите, что все они гораздо более привлекательны, чем американские. Коэффициенты P/E и PEG у них намного ниже. Дело в том, что по сравнению с рынком США российский фондовый рынок невелик, и зарубежные инвесторы считают его рискованным, как и другие развивающиеся рынки. Поэтому все коэффициенты у компаний этих рынков занижены по сравнению с американскими компаниями.
Все эти нюансы нужно учитывать при принятии решения о покупке или продаже акций.
Возвращаемся к пузырям
Как с помощью фундаментального анализа и двух простых коэффициентов понять, образовался ли на рынке пузырь? Давайте посмотрим, какие значения принимали коэффициенты Р/Е и PEG в известные нам периоды пузырей на фондовых рынках.
Возьмем, к примеру, «дотком» - экономику, лопнувшую в 2000 году.
Мы уже говорили, что тогда, следом за спросом на серверы, стоимость акций Intel упала на 81,5%. Не менее впечатляющий пример падения показала и другая известная интернет-компания – Yahoo!.
В 2000 году ее акции торговались дороже $200 за штуку. Затем упали до $5,44, а в середине февраля 2010 года стоили $15,17.
Какими были коэффициенты Yahoo! в 2000 году? Р/Е достигал отметки 2000. Это значит, что инвесторы, покупавшие акции компании, платили $2000 за $1 ее прибыли! Компания была быстрорастущей, и прогнозы по увеличению чистой прибыли впечатляли покупателей бумаг – ведь Yahoo! планировала рост не меньше чем на 100% в год.
Считаем:
PEG (2000 /100) = 20
Прописью: двадцать. При норме единица. Вот это и называется настоящим пузырем. И это не самый большой пузырь в истории рынков. Были моменты, когда коэффициент Р/Е акций некоторых японских компаний достигал отметки 20 000.
Но если определить наличие финансового пузыря так легко, почему же люди покупают акции по столь высоким ценам?
Этот недоуменный вопрос задают часто, и на него проще всего ответить встречным вопросом: «А вы до сегодняшнего дня знали, как рассчитать эти коэффициенты?»
Рыночные пузыри не возникают сами по себе – их создают. И неплохо на этом зарабатывают.
Зная, что перед вами пузырь, необязательно быстро все продавать и уходить с рынка: пузырь может раздуваться годами. Но перед теми, кто не знает о его существовании, у вас есть серьезное преимущество: вы можете уйти с рынка вовремя.
Важный навык успешного инвестора: найти среди множества различных компаний те, которые пока не обнаружены рынком и поэтому остаются недооцененными.
обсуждение