Четверг, 17.04.2025
×
Начинаю инвестировать: первые 8 шагов / Биржевая среда с Яном Артом

Инструменты снижения затрат на ИТ

Эдуард Картавый,
руководитель направления «Центр технического консалтинга» компании РДТЕХ

В статье анализируется ситуация с распределением затрат на информационные технологии в современном банке. Предлагаются различные методы оптимизации затрат на ИТ, в том числе с использованием ресурсов внешних организаций и облачных технологий.

Одна из основных статей расходов любой современной компании – затраты на информационные технологии. Ни для кого не секрет: чтобы сегодня оставаться конкурентоспособным и быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, нужно иметь современную и масштабируемую ИТ-инфраструктуру. В среднем на данный вид затрат приходится от 3 до 10% оборота компании. В основном это расходы на персонал, оборудование и программное обеспечение. При этом из общего ИТ-бюджета около 20% уходит на оплату услуг сторонних организаций.

Перед руководителем ИТ-отдела стоит задача по повышению отказоустойчивости и эффективности информационных систем, обеспечению функционирования всей ИТ-инфраструктуры компании, тем более если это финансовая организация, требования к отказоустойчивости систем которой закреплены чуть ли не законодательно.

Зачастую такие задачи приходится решать в условиях сокращения бюджетов на ИТ, постоянно проводя политику оптимизации и управления затратами. Но и в непростой рыночной ситуации руководители компаний чаще всего ставят данную задачу на одно из первых мест (рис. 1).

Об оптимизации бизнес-затрат на ИТ

Ниже рассмотрены некоторые основные инструменты снижения затрат на ИТ. Эти инструменты хорошо всем известны и активно используются уже давно. Но это не значит, что они устарели или неэффективны. Например, ежегодный рост объема российского рынка ИТ-аутсорсинга (одного из инструментов снижения затрат) составляет 15%. В 2017 г. этот объем может составить, по данным TAdviser, до 100 млрд руб.

Рис. 1. Приоритеты оптимизации бизнес-затрат

Приоритеты оптимизации бизнес-затрат

Чтобы понять, как снизить затраты, нужно проанализировать структуру основных расходов в банке. Для этого можно самостоятельно провести изыскания совместно с ИТ- и финансовой службами или же нанять внешнего исполнителя, который проведет аудит ИТ-инфраструктуры, включая оборудование и используемое программное обеспечение. На основании полученного заключения уже можно делать какие-либо выводы о состоянии ИТ и решать, какой способ использовать для снижения затрат.

Возьмем средние значения по затратам на ИТ (рис. 2): основная часть средств (около 45%) идет на обеспечение пользователей, в том числе и в фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников ИТ-отдела. И если компания заинтересована в снижении данных расходов, то актуально будет воспользоваться помощью внешних специализированных компаний.

Рис. 2. Основные затраты на ИТ

Основные затраты на ИТ

В связи с этим в качестве одного из первых инструментов снижения затрат целесообразно рассмотреть аутсорсинг администрирования системы управления базами данных (СУБД) и бизнес-приложений.

Аутсорсинг администрирования СУБД и бизнес-приложений

Практически каждая компания использует аутсорсинг в различных сферах своей деятельности: аутсорсинг печати, клининг, сопровождение функционирования оборудования (серверов, многофункциональных устройств) и т. д. В зависимости от целей и имеющихся ресурсов можно по-разному использовать возможности аутсорсинга. Начиная от передачи внешнему подрядчику «текучки» (рутинных, постоянных задач) до полного администрирования баз данных – т. е. выполнения всех функций DBA (Database Administrator). В любом случае у ИТ-руководителя появляется возможность перераспределить имеющиеся ресурсы на бизнес-критичные задачи, где необходимы более глубокое погружение во внутреннюю структуру организации и знание специфики бизнеса.

Варианты использования аутсорсинга администрирования СУБД:

  • на площадке заказчика – услуги оказываются на территории клиента в соответствии с выбранным режимом работы (круглосуточно или в рабочее время). Это наиболее дорогой вид обслуживания, обеспечивающий постоянное присутствие исполнителя на площадке заказчика. В данном варианте снижение затрат происходит за счет экономии на налогах (НДФЛ, ПФР, социального страхования и т. д.), нет необходимости открытия штатной единицы, нет человеческого фактора (отпуск, болезнь). За качество работы здесь отвечает исполнитель;
  • дистанционный (удаленный) аутсорсинг – администрирование баз данных заказчика осуществляется в удаленном режиме по защищенным каналам связи. Наиболее экономичный вид обслуживания. Снижение расходов на ФОТ до 50%. Нет необходимости в обеспечении рабочими местами;
  • смешанный (гибридный) метод – золотая середина, сочетание первых двух методов оказания услуг в пропорции, необходимой заказчику. Наиболее востребованный вид обслуживания. При этом в зависимости от размера бизнеса и критичности задач следует определить оптимальное время присутствия (дней в неделю) специалистов исполнителя на площадке заказчика.

Аутсорсинг можно распространить не только на СУБД и бизнес-приложения, но и на персональные компьютеры, серверы, системы хранения данных, офисные приложения и т. д. С помощью аутсорсинга можно не только снизить расходы, но и значительно повысить эффективность управления ИТ и уровень масштабируемости инфраструктуры. Аутсорсинг наиболее эффективен, когда в организации ощущается нехватка ресурсов или происходит резкий существенный рост требований со стороны бизнеса.

Расширенная техническая поддержка

Если в компании иная ситуация, то можно привлекать внешних исполнителей к решению точечных, разовых задач или для консультаций в сложных вопросах, т. е. для расширенной технической поддержки.

К расширенной технической поддержке обычно относят:

  • консультационную поддержку – обращения к внешнему исполнителю для уточнения каких-либо вопросов, проведения консультаций по сопровождаемой информационной системе (ИС) и/или СУБД;
  • экспертную поддержку – привлечение экспертов исполнителя для консультаций расширенной тематики или проведения разовых работ. Например, проведение внешнего аудита СУБД и ИС или миграция на новые версии или программно-аппаратные платформы;
  • аварийную поддержку – обычно используется как страховка при сбоях, инцидентах и т. д., когда нужно устранить проблему в кратчайшие сроки.

Перенос баз данных на внешние серверы, в «облака»

Одним из новейших способов снижения затрат является перенос баз данных и /или бизнес-приложений на внешние серверы, в «облака». Согласно статистике, ежегодный среднерыночной рост облачных услуг составляет 30–50%. Крупнейшие мировые поставщики программного обеспечения (такие как Microsoft, Oracle, Amazon) уже поставили «облака» в основную стратегию развития на ближайшие 10–15 лет, и все новые программы, разработки создаются с учетом данной стратегии.

Основные направления облачных услуг:

  • SaaS – приложения (Software) как сервис. Заказчик получает доступ к готовым приложениям (например, MS Office 365). В этом случае нет необходимости установки приложений на свои серверы;
  • IaaS – инфраструктура (Infrastructure) как сервис. Заказчик получает доступ к созданному специально под его требования серверу. На данный сервер заказчик устанавливает любое программное обеспечение по своему усмотрению. Здесь не требуется наличие или покупка своего серверного оборудования;
  • PaaS – платформа (Platform) как сервис. Заказчик получает полный программно-аппаратный комплекс с предустановленной операционной системой и теми программами, которые он заказывал – СУБД, бизнес-приложения, среды разработки и т. д. Примером такой платформы может служить Azure (Microsoft), СУБД как сервис (DBaaS Oracle).

Облачные (Cloud) решения позволяют существенно снизить операционные издержки на ИТ, сократить затраты на закупку лицензий и обновление программного обеспечения. То есть платить придется лишь за использование ПО и оборудования как за сервис, по подписке.

В России распространение использования решений уровня Cloud осложняется законодательством в области обработки и хранения персональных данных. Но и здесь можно найти возможность снизить затраты, например, за счет использования облачных продуктов для конкретных проектов в разработке. При таком подходе не нужно приобретать на время проекта дорогостоящие лицензии на программное обеспечение – достаточно взять его в аренду под конкретные требования. Впоследствии можно приобрести необходимые лицензии и переводить результаты разработки на лицензии on-premise. На данный момент практически все вендоры поддерживают такую возможность.

По опыту можно сказать, что чаще всего заказчики используют гибридную схему работы с внешним исполнителем: автоматический круглосуточный мониторинг (настройка мониторинга по согласованным с заказчиком параметрам и уведомление его и исполнителя при превышении заданных метрик) и некоторое количество часов работ DBA (объем часов зависит от сложности и масштабов информационных систем заказчика).

Такая схема позволяет поддерживать высокую степень отказоустойчивости СУБД и бизнес-приложений и быстро реагировать на сбои и инциденты. Также данная схема – одна из самых экономных по бюджету, что позволяет заказчику значительно оптимизировать расходы.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+10 -0
3770
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Blackstone удалось превзойти ожидания по прибыли Blackstone удалось превзойти ожидания по прибыли Американский гигант в сфере альтернативных инвестиций Blackstone опубликовал отчёт за первый квартал 2025 года, который удивил рынки. Компания сообщила о прибыли выше ожиданий, подчеркнув устойчивость своей бизнес-модели в условиях торговой неопределённости и волатильности на рынках. Китайская компания Chagee успешно дебютировала на NYSE Китайская компания Chagee успешно дебютировала на NYSE Китайская сеть чайных заведений Chagee успешно провела первичное публичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), в рамках которого удалось привлечь $411 млн. Цена за акцию была установлена на уровне $28, что соответствует верхней границе ранее заявленного ценового диапазона от $26 до $28, сообщили два источника, знакомые с деталями сделки. Pernod Ricard отчиталась о падении продаж Pernod Ricard отчиталась о падении продаж Французский лидер алкогольной индустрии Pernod Ricard, владелец брендов Jameson, Mumm и Chivas Regal, опубликовал отчёт за третий квартал финансового года, который разочаровал инвесторов. Органический чистый объём продаж компании снизился на 3%, превысив прогнозируемые 2%, что усилило опасения относительно устойчивости сектора премиальных спиртных напитков в условиях глобальных торговых конфликтов и экономической нестабильности.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий или корректная версия: