Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Инструменты снижения затрат на ИТ

Эдуард Картавый,
руководитель направления «Центр технического консалтинга» компании РДТЕХ

В статье анализируется ситуация с распределением затрат на информационные технологии в современном банке. Предлагаются различные методы оптимизации затрат на ИТ, в том числе с использованием ресурсов внешних организаций и облачных технологий.

Одна из основных статей расходов любой современной компании – затраты на информационные технологии. Ни для кого не секрет: чтобы сегодня оставаться конкурентоспособным и быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, нужно иметь современную и масштабируемую ИТ-инфраструктуру. В среднем на данный вид затрат приходится от 3 до 10% оборота компании. В основном это расходы на персонал, оборудование и программное обеспечение. При этом из общего ИТ-бюджета около 20% уходит на оплату услуг сторонних организаций.

Перед руководителем ИТ-отдела стоит задача по повышению отказоустойчивости и эффективности информационных систем, обеспечению функционирования всей ИТ-инфраструктуры компании, тем более если это финансовая организация, требования к отказоустойчивости систем которой закреплены чуть ли не законодательно.

Зачастую такие задачи приходится решать в условиях сокращения бюджетов на ИТ, постоянно проводя политику оптимизации и управления затратами. Но и в непростой рыночной ситуации руководители компаний чаще всего ставят данную задачу на одно из первых мест (рис. 1).

Об оптимизации бизнес-затрат на ИТ

Ниже рассмотрены некоторые основные инструменты снижения затрат на ИТ. Эти инструменты хорошо всем известны и активно используются уже давно. Но это не значит, что они устарели или неэффективны. Например, ежегодный рост объема российского рынка ИТ-аутсорсинга (одного из инструментов снижения затрат) составляет 15%. В 2017 г. этот объем может составить, по данным TAdviser, до 100 млрд руб.

Рис. 1. Приоритеты оптимизации бизнес-затрат

Приоритеты оптимизации бизнес-затрат

Чтобы понять, как снизить затраты, нужно проанализировать структуру основных расходов в банке. Для этого можно самостоятельно провести изыскания совместно с ИТ- и финансовой службами или же нанять внешнего исполнителя, который проведет аудит ИТ-инфраструктуры, включая оборудование и используемое программное обеспечение. На основании полученного заключения уже можно делать какие-либо выводы о состоянии ИТ и решать, какой способ использовать для снижения затрат.

Возьмем средние значения по затратам на ИТ (рис. 2): основная часть средств (около 45%) идет на обеспечение пользователей, в том числе и в фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников ИТ-отдела. И если компания заинтересована в снижении данных расходов, то актуально будет воспользоваться помощью внешних специализированных компаний.

Рис. 2. Основные затраты на ИТ

Основные затраты на ИТ

В связи с этим в качестве одного из первых инструментов снижения затрат целесообразно рассмотреть аутсорсинг администрирования системы управления базами данных (СУБД) и бизнес-приложений.

Аутсорсинг администрирования СУБД и бизнес-приложений

Практически каждая компания использует аутсорсинг в различных сферах своей деятельности: аутсорсинг печати, клининг, сопровождение функционирования оборудования (серверов, многофункциональных устройств) и т. д. В зависимости от целей и имеющихся ресурсов можно по-разному использовать возможности аутсорсинга. Начиная от передачи внешнему подрядчику «текучки» (рутинных, постоянных задач) до полного администрирования баз данных – т. е. выполнения всех функций DBA (Database Administrator). В любом случае у ИТ-руководителя появляется возможность перераспределить имеющиеся ресурсы на бизнес-критичные задачи, где необходимы более глубокое погружение во внутреннюю структуру организации и знание специфики бизнеса.

Варианты использования аутсорсинга администрирования СУБД:

  • на площадке заказчика – услуги оказываются на территории клиента в соответствии с выбранным режимом работы (круглосуточно или в рабочее время). Это наиболее дорогой вид обслуживания, обеспечивающий постоянное присутствие исполнителя на площадке заказчика. В данном варианте снижение затрат происходит за счет экономии на налогах (НДФЛ, ПФР, социального страхования и т. д.), нет необходимости открытия штатной единицы, нет человеческого фактора (отпуск, болезнь). За качество работы здесь отвечает исполнитель;
  • дистанционный (удаленный) аутсорсинг – администрирование баз данных заказчика осуществляется в удаленном режиме по защищенным каналам связи. Наиболее экономичный вид обслуживания. Снижение расходов на ФОТ до 50%. Нет необходимости в обеспечении рабочими местами;
  • смешанный (гибридный) метод – золотая середина, сочетание первых двух методов оказания услуг в пропорции, необходимой заказчику. Наиболее востребованный вид обслуживания. При этом в зависимости от размера бизнеса и критичности задач следует определить оптимальное время присутствия (дней в неделю) специалистов исполнителя на площадке заказчика.

Аутсорсинг можно распространить не только на СУБД и бизнес-приложения, но и на персональные компьютеры, серверы, системы хранения данных, офисные приложения и т. д. С помощью аутсорсинга можно не только снизить расходы, но и значительно повысить эффективность управления ИТ и уровень масштабируемости инфраструктуры. Аутсорсинг наиболее эффективен, когда в организации ощущается нехватка ресурсов или происходит резкий существенный рост требований со стороны бизнеса.

Расширенная техническая поддержка

Если в компании иная ситуация, то можно привлекать внешних исполнителей к решению точечных, разовых задач или для консультаций в сложных вопросах, т. е. для расширенной технической поддержки.

К расширенной технической поддержке обычно относят:

  • консультационную поддержку – обращения к внешнему исполнителю для уточнения каких-либо вопросов, проведения консультаций по сопровождаемой информационной системе (ИС) и/или СУБД;
  • экспертную поддержку – привлечение экспертов исполнителя для консультаций расширенной тематики или проведения разовых работ. Например, проведение внешнего аудита СУБД и ИС или миграция на новые версии или программно-аппаратные платформы;
  • аварийную поддержку – обычно используется как страховка при сбоях, инцидентах и т. д., когда нужно устранить проблему в кратчайшие сроки.

Перенос баз данных на внешние серверы, в «облака»

Одним из новейших способов снижения затрат является перенос баз данных и /или бизнес-приложений на внешние серверы, в «облака». Согласно статистике, ежегодный среднерыночной рост облачных услуг составляет 30–50%. Крупнейшие мировые поставщики программного обеспечения (такие как Microsoft, Oracle, Amazon) уже поставили «облака» в основную стратегию развития на ближайшие 10–15 лет, и все новые программы, разработки создаются с учетом данной стратегии.

Основные направления облачных услуг:

  • SaaS – приложения (Software) как сервис. Заказчик получает доступ к готовым приложениям (например, MS Office 365). В этом случае нет необходимости установки приложений на свои серверы;
  • IaaS – инфраструктура (Infrastructure) как сервис. Заказчик получает доступ к созданному специально под его требования серверу. На данный сервер заказчик устанавливает любое программное обеспечение по своему усмотрению. Здесь не требуется наличие или покупка своего серверного оборудования;
  • PaaS – платформа (Platform) как сервис. Заказчик получает полный программно-аппаратный комплекс с предустановленной операционной системой и теми программами, которые он заказывал – СУБД, бизнес-приложения, среды разработки и т. д. Примером такой платформы может служить Azure (Microsoft), СУБД как сервис (DBaaS Oracle).

Облачные (Cloud) решения позволяют существенно снизить операционные издержки на ИТ, сократить затраты на закупку лицензий и обновление программного обеспечения. То есть платить придется лишь за использование ПО и оборудования как за сервис, по подписке.

В России распространение использования решений уровня Cloud осложняется законодательством в области обработки и хранения персональных данных. Но и здесь можно найти возможность снизить затраты, например, за счет использования облачных продуктов для конкретных проектов в разработке. При таком подходе не нужно приобретать на время проекта дорогостоящие лицензии на программное обеспечение – достаточно взять его в аренду под конкретные требования. Впоследствии можно приобрести необходимые лицензии и переводить результаты разработки на лицензии on-premise. На данный момент практически все вендоры поддерживают такую возможность.

По опыту можно сказать, что чаще всего заказчики используют гибридную схему работы с внешним исполнителем: автоматический круглосуточный мониторинг (настройка мониторинга по согласованным с заказчиком параметрам и уведомление его и исполнителя при превышении заданных метрик) и некоторое количество часов работ DBA (объем часов зависит от сложности и масштабов информационных систем заказчика).

Такая схема позволяет поддерживать высокую степень отказоустойчивости СУБД и бизнес-приложений и быстро реагировать на сбои и инциденты. Также данная схема – одна из самых экономных по бюджету, что позволяет заказчику значительно оптимизировать расходы.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+10 -0
3723
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)