Четверг, 09.01.2025
×
Фондовый рынок России 2025: вот новый поворот? / Биржевая среда с Яном Артом

МФО-страхование или эволюция банкострахования

Ольга Якунина,
заместитель директора департамента корпоративных продаж «Абсолют Страхование»

Много лет банкострахование – ключевой канал продаж для страховщиков, в котором и разворачивается основная конкуренция. Именно банкострахование обеспечивает устойчивые продажи в личных видах страхования. В последние годы, впрочем, все большее количество компаний задумывается об альтернативных каналах привлечения клиентов на личное страхование.

Основной альтернативой до недавнего времени выглядели онлайн-продажи через сайт компании и интернет-партнеров, но для реализации потенциала этого направления, требуются большие усилия: переформатирование самой системы продаж компании, создание хорошего продающего сайта, разработка удобного и понятного пользователю интерфейса покупки и многое другое.

Однако появился другой, гораздо более схожий непосредственно с банками канал: после принятия в 2011 году закона, регламентирующего деятельность микрофинансовых организаций, их популярность начала стремительно расти, и к 2016 году рынок оказался на своей вершине, а в 2017 продолжил рост. За 2016 год совокупный объем выданных микрозаймов по сравнению с предыдущим годом вырос на 39,4% до 195,1 млрд рублей, а ежегодный прирост сейчас на уровне 30-40%. Количество заемщиков МФО – более 5 млн физических и юридических лиц.

Пять миллионов заемщиков, основная часть которых – физические лица – это достойная база для выстраивания партнерских отношений страховщиков с МФО. Тем более, техническая сторона вопроса реализации полисов через банк или МФО различается не сильно: и там, и там мы имеем дело с людьми, которые уже готовы к приобретению определенного финансового продукта, что облегчает восприятие страхового продукта для клиента.

Во многом популярность микрокредитов объясняется отсутствием жестких требований к заемщикам: срок рассмотрения заявок на предоставление микрозайма доходит сегодня до 5 минут. Офисы МФО имеют удобный график работы и, как правило, находятся в шаговой доступности, а также есть возможность получения онлайн-займов, не выходя из дома. Все это обеспечивает широкую доступность и рост популярности.

При этом как у любого явления, у продаж через микрофинансовые организации есть своя специфика. Наиболее характерным и важным отличием в работе с МФО является необходимость максимально точной настройки предлагаемого страхового продукта под конкретного партнера. Важно учитывать многие факторы: условия самого микрозайма (суммы, сроки), профиль клиента, целевую доходность, тип организации продаж (онлайн, оффлайн) и др.

Также очевидно, что рынок МФО при всей положительной динамике развития не обладает емкостью банковского, а как канал продаж дополнительных комиссионных продуктов пока формируется. К тому же следует ожидать некоторое снижение темпов роста рынка МФО из-за ужесточения требований законодательства РФ к осуществлению микрофинансовой деятельности и проводимого регулятивного надзора. Тем не менее, при всей новизне рынка, возникающие вопросы более чем решаемы, а само сотрудничество даже сейчас не ограничивается кредитным страхованием. Ряд МФО уже продает как страхование рисков заемщиков, так и не связанные с займом коробочные продукты, кто-то отдает предпочтение исключительно одному виду продуктов (например, «коробкам»), а кто-то идет в онлайн и организовывает полноценный marketplace как для своих клиентов, так и для других пользователей интернетом.

Безусловно, в банках и МФО как страховых посредниках много общего, в т.ч. и в продуктовой структуре их продаж. Так, на уже давно сформированном рынке розничного банкострахования (без учета страхования жизни) доля кредитного страхования составляет примерно 75% против оставшихся 25% продаж коробочных продуктов, не связанных с кредитом. К аналогичной пропорции стремится и рынок МФО-страхования. Однако интересно отметить, что достигается данная пропорция на рынке МФО не за счет типичной структуры продаж каждой МФО в отдельности, а за счет их отличий, связанных, прежде всего, с работой в онлайн или оффлайн-формате. В офисах продаж абсолютное большинство МФО стараются комбинировать продажи страхования займов с коробками, в то время как онлайн-продажи страховых продуктов через МФО построены на 99% из страхования займов.

Так, при активном появлении новых онлайн-игроков на рынке МФО-страхования следует ожидать и дальнейшее увеличение доли страхования займов. При этом в данном направлении есть свои специфические ограничения, связанные с несовершенством правовой базы, в том числе в части идентификации клиентов (заемщиков) по 115-ФЗ.

Тем не менее, можно констатировать, что спрос на микрозаймы растет и будет расти в будущем. Это позволяет утверждать, что для сотрудничества страховых компаний с кредитными организациями наступают новые времена. Пусть лидирующая позиция останется у банков, но микрофинансовые организации позволят (и уже позволяют) страховым компаниям диверсифицировать структуру продаж. При дальнейшем развитии такого «Банкострахования 2.0» МФО получат дополнительную прибыль, лучше интегрируются в финансовую систему страны и повысят привлекательность собственных продуктов, а страховщики – новый канал продаж, открытый для инноваций, достаточно гибкий и мобильный при разработке и внедрении технологичных решений.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+2 -0
1589
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
ADP: частный сектор США добавил 122 000 рабочих мест в декабре ADP: частный сектор США добавил 122 000 рабочих мест в декабре Темпы создания рабочих мест в частном секторе США значительно замедлились в декабре 2024 года, что стало тревожным сигналом для экономики страны. Согласно отчету компании по обработке платежей ADP (Automatic Data Processing), число рабочих мест выросло на 122 000 с учетом сезонных колебаний. Этот показатель оказался ниже ожиданий аналитиков, которые прогнозировали рост на уровне 136 000 рабочих мест. Это также самый слабый прирост с августа 2024 года, что указывает на возможное охлаждение рынка труда. Квантовые технологии: ожидания, разочарования и перспективы Квантовые технологии: ожидания, разочарования и перспективы Акции компаний, работающих в области квантовых вычислений, пережили резкое падение после заявлений генерального директора Nvidia Дженсена Хуанга, который прогнозирует, что практическое применение квантовых компьютеров станет реальностью только через 15–30 лет. Индийские акции могут выиграть от геополитических изменений Индийские акции могут выиграть от геополитических изменений Кунал Десаи из GIB Asset Management считает, что Индия может стать ключевым игроком на мировой инвестиционной арене в условиях геополитических изменений, связанных с возвращением Дональда Трампа к власти. По словам портфельного управляющего, геополитическое положение Индии особенно благоприятно в условиях торгового конфликта между США и Китаем, что открывает значительные перспективы для роста индийских компаний.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)