При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В финансовых организациях идет постоянная реформа бухучета. Теперь вот к МСФО привыкаем. Все больше данных в учетные структуры поступают от разных подразделений банка. Это и аналитика с оценкой, и ценовые данные, и данные о состоянии рынков, и еще много разных данных и отчетов. То есть все, к чему главный бухгалтер в принципе отношения практически не имеет или имеет минимальное.
Не может и, наверное, не должен оценивать главный бухгалтер активность бумаг на фондовом рынке. Едва ли он может достоверно оценить, в каком именно размере надо сформировать резерв по той или иной ссуде.
Бухгалтерия получает документ – распоряжение о формировании резерва в той или иной сумме. Она его и исполняет.
Главного бухгалтера – главного контролера ранее низвели до уровня простого клерка, коим он сейчас конечно и является. Да, это обычный наёмный работник, не защищенный ни с какой стороны. Его легко может уволить руководитель или принудить к увольнению. Апеллировать не к кому.
Если вспомнить опыт СССР, то тогда руководитель и главбух назначались или согласовывались разными отделами профильного главка, так что какие-то шансы решать вопросы через главк у бухгалтера все-таки были.
Вообще, главным бухгалтерам пришлось многое пережить. Напомню историю, доводившую главбухов до предынфарктного состояния. С одной стороны «Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению». Но вот подпись главбуха на векселе вдруг стала авалем. Тот, кто подписывает вексель как представитель компании, не имеет на это полномочий (или если он превысил свои полномочия), то он «сам обязан по векселю» (п. 2 ст. 183 ГК РФ). Подпись на векселе могут признать авалем, а главбуха соответственно поручителем по векселю уже как физическое лицо. Так что опасности кругом. И это еще не говоря про налоговый учет и налоговые неприятности.
При этом именно он, главный бухгалтер, попадает почему-то в случае банкротства финансовой организации в черный список ЦБ – по сути, в список «запрета на профессию».
А вот работники, предоставлявшие недостоверные или ошибочные данные, работающие в разных подразделениях банка, остаются безнаказанными. Да, это, как правило, не высшее руководство банка, но все равно это должностные лица.
Президент Путин заявляет по поводу WADA: «Нельзя наказывать всех спортсменов и страну в целом. Нужно разбираться с каждым в индивидуальном порядке»… Жаль, что наши законы на это не направлены и жаль, что это не спортсмены, а клерки. Но суть то дела одинакова.
Что же делать?
Надо внимательно рассмотреть закон «О Центральном банке РФ» в части ст. 60. Хорошо бы главных бухгалтеров изъять из этой статьи. Сейчас они автоматически по должности попадают под статью 75 этого же закона. Предлагаемая формулировка - «должностные лица, предоставившие недостоверные или искаженные данные для отчетности». При этом, это, конечно может быть и главный бухгалтер, если это он искажал отчетность. Но может это быть и другое лицо.
обсуждение