При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
После этапа бурного роста страхование жизни сбавило темпы, однако по-прежнему дает самый весомый вклад в динамику страхового рынка. По прогнозам СК «АрсеналЪ», в ближайшие 2-3 года «жизнь» будет показывать прирост на 20-25% ежегодно. Весь страховой рынок, в том числе корпоративное страхование покажет также положительную динамику – не менее 10% ежегодно.
Российский страховой рынок продолжает меняться под воздействием регуляторных и технологичных факторов. ЦБ чистит рынок от неустойчивых компаний, ужесточает стандарты риск-менеджмента и параллельно развивает нормативную базу под современные тренды, например, диджитализацию. Структура рынка, каналов дистрибуции, драйверы роста индустрии – все меняется.
Например, усиливается значение добровольных видов страхования. По итогам 1 квартала 2017 года совокупная доля личных видов страхования (ДМС, жизнь, страхования от несчастных случаев) вплотную приблизилась к 50%. Для сравнения: в 2016 году этот показатель составлял 41,8%, в 2015 году – 37,7%. Личное страхование внесло и наиболее весомый вклад в динамику рынка: только «жизнь» приросла на 44%, а еще ДМС – на 10,9%, страхование от несчастных случаев – на 6,7%.
По объему сборов страхование жизни в текущем году стало лидирующим направлением страхования – в первом квартале страховщики жизни собрали почти 60 млрд рублей, обогнав ОСАГО, которое свыше 10 лет было крупнейшим сегментом по сборам. Доля «жизни» осталась на уровне прошлого года – 18,9% в первом квартале 2017 года и 19,1% - в 2016 году. ДМС стало лидером по доле рынка в начале года (21,7%), что связано с сезонностью данного вида страхования. Прогноз по 2017 году – страхование жизни будет ведущим сегментом по сборам и по доле рынка.
Бурный рост «жизни» в 2016 году и продолжение тренда в 2017-м связаны с высоким спросом на программы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) со стороны населения. По оценкам ВСС, доля ИСЖ в «жизни» в прошлом году составила порядка 58% (из совокупных сборов в 216 млрд рублей). Потенциальная (хоть и не гарантированная) доходность по ИСЖ выше, чем по банковским вкладам, что стало основным преимуществом ИСЖ в глазах частных клиентов. Кроме того, банки активно продают этот продукт, иногда вместо собственных вкладов. Российские банки сейчас не испытывают проблем с ликвидностью, поэтому не слишком заинтересованы в привлечении депозитов. А продажи ИСЖ приносят кредитным организациям высокий комиссионный доход.
Начиная с 2008 года, доля банковского канала дистрибуции стабильно росла, при этом, в первом квартале 2017 года банкострахование (37,9%) обошло агентский канал (37,8%) по сборам. В 2017 году на банкострахование придется около 40% сборов. По оценкам СК «АрсеналЪ», в 2018-2019 году банкострахование вполне может превысить и половину объема сборов в структуре каналов дистрибуции – и тогда российский рынок будет очень похож на европейские рынки.
Однако несмотря на сохраняющий спрос на ИСЖ и в целом положительную ситуации на рынке, в сегменте наблюдается снижение темпов прироста, что вызвано рядом факторов.
Во-первых, спрос реализуется в заключенные договоры, то есть новых клиентов постепенно становится меньше. Исчерпывается эффект низкой базы.
Во-вторых, на перезаключение договоров может повлиять так называемая проблема «мисселинга», другими словами, некорректной продажи продукты, в рамках которой потребитель либо не поймет условий ИСЖ, либо поймет их неправильно. Реальная доходность ИСЖ может разочаровать ожидания действующих держателей полисов. Массовое разочарование может вылиться в широкий общественный резонанс. На это уже обратил внимание регулятор, планирующий внедрить жесткие требования к продавцам продукта. В принципе, ВСС уже разработали стандарты предоставления ИСЖ, в которых предусмотрено получение клиентом подробной информации о продукте и формула, по которой рассчитывается его итоговый доход. Возможно, ЦБ возьмет их за основу.
Есть другой важный фактор, способный повлиять отрицательно на динамику сегмента: банки могут переориентироваться на предложение собственных депозитов, если им понадобятся деньги частных клиентов для наполнения пассивов или если доход по кросс-продажам снизится. Так как банковский канал для ИСЖ является основным - 99% продаж ИСЖ приходится на банки (оценки АСЖ), это может снизить продажи программ инвестиционного страхования. Но спрос на них все равно останется - информированность населения об ИСЖ на довольно высоком уровне.
Что касается качественного развития, то здесь за последние пару лет страхование жизни сделало существенный рывок – и технологический, и законодательный.
Все больше процессов и этапов взаимодействия страховщика и клиента выводится в онлайн-канал. Год назад (в июле 2016 года) вступил в силу закон, позволяющий заключать дистанционно договоры страхования жизни. До этого возможность продавать полисы онлайн на «жизнь» не распространялась, она была доступна только для некоторых видов страхования (ОСАГО, ВЗР, коробочные продукты). Продажа электронных полисов может производиться через сайт страховой компании, и этот канал будет постепенно становиться все более важным для страховщиков жизни. Особенно если банки начнут менее активно развивать кросс-продажи. По итогам первого квартала доля интернет-продаж составила 1,3%, прогноз ВСС на год – 5%.
Кроме онлайн-продаж страховщики жизни активно развивают сопутствующие цифровые возможности, к примеру, расчет и оформление других личных видов страхования (ДМС, НС) в онлайн. Эту тенденцию поддержит принятие закона о телемедицине, в рамках которых страховые компании с сетями медклиник смогут расширить ассортимент сопутствующих дистанционных сервисов и возможностей. Также страховщики жизни предлагают нестраховые продукты (инвестиционные, банковские продукты, налоговое консультирование).
По сути, долгосрочные программы ИСЖ могут стать базой, центром финансовой экосистемы современного потребителя. Например, если человек воспользовался ИСЖ, ему становятся доступны разные преференции в партнерских банках, инвесткомпаниях и других организациях, что, безусловно, удобно для потребителя.
Также страховщики лоббируют законодательное введение возможности урегулирования страховых случаев по страхованию жизни в онлайн-формате. В частности, в стратегии развития рынка, составленной у ВСС, говорится, что одной из мер технологического развития рынка должно стать изменения в законодательство для возможности онлайн урегулирования убытков и создание инфраструктурного сервиса для клиентов. Это также повысит удобство взаимодействия страховых компаний и клиентов, а также снизит операционные расходы страховщиков и повысит эффективность бизнеса.
обсуждение