При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Перекладывание налоговой нагрузки на богатых как способ изыскания средств на борьбу с коронавирусом.
Реакция правительства на последствия пандемии
Новостные ленты в последние дни выдают громкие заголовки: «Государственные МФО получат 12 млрд рублей на льготные микрокредиты для бизнеса», «Правительство выделило 25 млрд рублей на поддержку российского автопрома», «Правительство выделило более 81,1 млрд рублей на помощь малым и средним предприятиям из пострадавших отраслей», «Правительство выделило 100 млрд рублей на поддержку регионов» - это лишь небольшая часть решений, принятых Правительством России для минимизации последствий ущерба, причинённого экономике новой коронавирусной инфекцией Covid-19. Накопленные в годы высоких цен на энергоносители резервы, судя по всему, в ближайшие годы будут только снижаться.
Прогнозы иностранных источников
Международные новостные ленты наполнены негативными прогнозами в связи с пандемией Covid-19: Bank of America прогнозирует падение мирового ВВП на 2,7% в этом году, международный валютный фонд в свою очередь назвал текущую ситуацию наихудшей рецессией со времён «великой депрессии».
Подобные прогнозы заставляют руководства практически всех стран мира принимать важные управленческие решения, которые способствуют поддержанию экономик этих стран, местного бизнеса и, безусловно, населения, часть которого пополнила статистику числа безработных.
Тенденции изменений налогообложения в иностранных государствах
Из ряда стран в последние дни приходят новости об обсуждении планов введения властями налога на богатство.
Так, в частности, британский ежедневник The Guardian вполне недвусмысленно дал понять местным властям, что «налог на богатство» поможет привлечь в бюджет короны дополнительные 174 млрд. фунтов стерлингов в год. Обращаю внимание, речь идёт именно о подоходном налоге. Конечно, сравнивать британскую и российскую налоговые системы крайне некорректно, однако, о чём можно говорить с уверенностью, так это о том, что наши законодатели очень часто перенимают опыт западных стран и не всегда этот опыт идёт нам на пользу.
Остановимся чуть подробней на британской модели: дело в том, что подоходный налог в Великобритании в среднем составляет 29,4%, однако помимо подоходного налога существует и налог на богатство, ставка которого в среднем составляет 3,4%. Поскольку прирастают богатством в первую очередь именно состоятельные люди (а прирост в данном случае возникает за счёт прироста стоимости уже имеющихся активов и пенсионных накоплений), корреспондент The Guardian выразил мнение о несправедливом распределении налоговой нагрузки в большей степени именно на небогатое местное население.
Возможно ли что-то подобное у нас?
Ещё несколько лет назад мы с вами были в абсолютно равных условия, уплачивая транспортный налог в отношении собственных автомобилей не зависимо от их стоимости. Сейчас же владельцы «дорогих», с точки зрения властей, автомобилей уплачивают транспортный налог с применением повышающего коэффициента.
Что же мешает сделать что-то подобное или более тривиальное (повысив ставку) в отношении налога на доходы физических лиц? Называться «налогом на богатство» он вряд ли будет, поскольку советскую систему социальной справедливости ещё не все готовы оставить позади и говорить о наличии класса «богатых» не принято, но вот внедрить регрессивную ставку налога вполне по возможно.
Вспомните анонсирование Министром финансов Силуановым такой идеи в прошлом году. «Прощупывание почвы» состоялось, момент как нельзя лучше подходи. Пора приступать к действиям?
Прогнозы российских властей и предпосылки изменения правил налогообложения
Минэкономразвития России 20 мая опубликовало прогноз, согласно которому в 2020 г. российская экономика упадет на 5%, а в 2021 г. начнет восстанавливаться, хотя к докризисному уровню не вернётся. Министерство финансов и Центральный банк России оценивают прогнозные значения на том же, достаточно высоком уровне.
По данным Росстата на начало 2020 года размер ВВП России составил 109,4 трлн. руб. С помощью нехитрого подсчёта можем рассчитать падение ВВП в 2020 году в соответствии с прогнозами властей: 5,5 трлн руб. – предполагаемые Правительством потери нашей экономики в 2020 году.
За счёт снижения национальной валюты рублёвая оценка Фонда национального благосостояния существенно выросла с начала года и по состоянию на 1 мая составляла 12,4 трлн. руб.
На первый взгляд может показаться, что объем накопленных средств достаточен для покрытия падения ВВП в 2020 году. Однако текущий кризис, как мы знаем, связан не только с пандемией, вызванной Covid-19, но и с падением цен на энергоносители, от которых в значительной мере зависит благосостояние России. То есть кризисный эффект вполне может быть долгосрочным, что в свою очередь потребует дополнительных резервов. К тому же, как показывает практика, лучшим способом выхода из экономического кризиса были и остаются вложения в крупные отраслевые и инфраструктурные проекты, требующие соответствующих ресурсов.
Что можно ждать?
Поиски путей выхода из очередного кризиса могут побудить власти скорректировать действующее налоговое законодательство.
При этом любой студент экономического факультета скажет, что в период кризиса налоги надо снижать, чтобы стимулировать экономику высвободившимися деньгами. Однако, как показывает практика, логика в данном случае, к сожалению, не уместна.
Снижение ВВП, снижение размера Фонда национального благосостояния заставит искать пути пополнения как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней. Самым крупным, безусловно, является федеральный бюджет, который пополняется, судя по данным за 2019 год, на 39% за счёт нефтегазовых доходов и на 61% за счёт ненефтегазовых доходов, то есть за счёт деятельности прочих промышленностей и отраслей.
Одним из основных налогов, который пополняет значительную долю бюджета, является НДС. Изменение ставки НДС мы с вами наблюдали совсем недавно с 18 до 20%, поэтому изменения здесь маловероятны. Да и вообще, избыточная налоговая нагрузка на бизнес уже не раз обсуждалась и обещания её снижать тоже на слуху. Что же касается НДФЛ, базовая ставка налога на уровне 13% остаётся неизменной с даты введения Налогового кодекса, то есть с 2000 года. К тому же, как и указывал выше, разговоры об изменении правил налогообложения НДФЛ возникали в последнее время на самом высоком уровне.
Возможно ли введение регрессивной ставки НДФЛ в России? Да, вполне возможно в обозримом будущем. Будет ли государство форсировать её внедрение – покажет время.
обсуждение