При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Демографические провалы, расцвет телемедицины и онлайн-коммерции – вот далеко не полный перечень последствий «коронакризиса». Главное же последствие заключается в смене потребительской парадигмы.
Вторая волна усилила первую
Набирающая силу вторая волна пандемии похоронила надежды, что первая была лишь временным явлением, своего рода испугом. Отскочить ото дна удалось лишь биржевым индексам, да и то – непонятно, надолго ли. Между тем, проблемы в реальной экономике лишь начинают давать о себе знать, и нынешний кризис станет, очевидно, самым затяжным в истории. Череда банкротств в секторе малого бизнеса ещё впереди: бизнес не сможет эффективно работать при спросе на 30-50% меньше обычного, докризисного. Очень скоро такой бизнес начнёт сыпаться в прямом смысле слова – даже несмотря на поддержку со стороны государства, которая больше похожа на компенсацию затрат на цивилизованную самоликвидацию. А малый бизнес, традиционно, выступает основой экономики развитых стран.
Аналитики Canada Pension Plan Investment (канадская правительственная организация по управлению пенсионными накоплениями) выпустили доклад о значительном изменении инвестиционного ландшафта, особенно в части потребительского поведения, здравоохранения и внутристрановой мобильности. Подобного рода исследования незаменимы для долгосрочных инвесторов, которым важно понимать смену поколений: где будет спрос в будущем, откуда ждать инновации и откуда – разрушений, какие сферы подпадут по усиленное госрегулирование и так далее.
«Пожилые станут одной из значимых потребительских групп для онлайн-ритейлеров – они активно осваивают покупки через интернет. А молодым, наоборот, надоело сидеть дома, и они потянулись в оффлайновые форматы», – Canada Pension Plan Investment
Пенсионеры в онлайн, молодежь – в оффлайн
Любопытный вывод канадцев состоит в том, что пенсионеры и молодежь поменяются местами. Пожилые станут одной из значимых потребительских групп для онлайн-ритейлеров – они уже вовсю осваивают покупки через интернет и этот тренд только будет набирать обороты. А вот молодых людей, напротив, теперь ждут в старых добрых моллах. Им надоело сидеть дома, и они всё больше проявляют интерес к оффлайновым форматам. По оценке CPPI, если в августе 2019 года покупали продукты онлайн только 13% домохозяйств США, то в нынешнем марте – уже 31%.
Телемедицина и удалёнка
Карантин стал причиной резкого всплеска популярности телемедицины. В развитых странах это далеко не новый феномен, но только за эту весну-начало лета спрос на удалённые медицинские услуги увеличился на треть, причём за счёт новичков.
Ещё одна тенденция – удалёнка. В период острой фазы карантина из дома работала примерно половина всех сотрудников в Китае, Великобритании и США. Эксперты не ждут, что теперь это станет нормой, скорее всего это будет форма гибких графиков в виде нескольких дней работы из дома. В связи с данным трендом большие перемены ждут коммерческую недвижимость и сопутствующую инфраструктуру (падение спроса в общепите, на услуги компаний по уборке помещений и так далее), а также увеличение спроса на всевозможные облачные решения.
Бэби-бум отменяется
Помните, как только началась самоизоляция, было много шуток насчет детей пандемии? Мол, через 9 месяцев будет бэби-бум. Экономисты из Brookings Institution предсказывают, что в будущем году в США родится детей на 300-500 тысяч меньше, чем в 2019 году. А исследование экономистов из Wellesley College показало, что вынужденные карантины хоть и влияют на рост рождаемости, но совсем незначительно. Ключевые же переменные в этой формуле стабильность занятости, экономические кризисы и неопределённость. При прочих равных условиях, рост уровня безработицы в США на 1 процентный пункт приводит к снижению уровня рождаемости на 0,9-2,2%.
Коронавирус только усилил негативную демографическую динамику. В период с 2019 по 2050 год 55 стран, как ожидается, потеряют 1% своего населения. А в 2018 году впервые в истории число людей старше 65 лет в мире превысило число людей в возрасте до 5 лет.
Китай ждёт взлёт, а затем падение
Любопытно, какие процессы происходят в Китае, потому что это основной драйвер в мировой экономике XXI века. В Поднебесной уже несколько лет, как начало сокращаться число людей трудоспособного возраста как следствие политики одного ребёнка. По инерции ВВП Китая будет набирать обороты и превысит ВВП США, однако затем страну ждёт продолжительный спад, который достигнет 50% от достигнутых показателей.
Таким образом, старение населения вкупе с сокращением рабочей силы ещё больше усилит дефляционные процессы, которые мы уже наблюдаем последние годы в США, Европе, Японии и России в том числе. Другим следствием данных демографических процессов является повышенные расходы на здравоохранение.
Ещё один тренд, грозящий стать долгосрочным – миграция в сельские районы и, как следствие, бурное развитие в этих районах всей инфраструктуры, традиционной для больших городов.
Наконец, роботизация всего и вся и развитие искусственного интеллекта. Отдельный тренд в рамках данного направления – роботы по уходу за пожилыми людьми, роботы, обслуживающие посетителей в гостиницах, роботы на производстве, роботы везде.
обсуждение