При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом заставляет мировых поставщиков автозапчастей пересматривать свои производственные стратегии. Обещание нового протекционистского курса и введение высоких тарифов на импорт, особенно из Китая, подталкивает компании к организации производства ближе к американскому рынку. Эта ситуация уже влияет на весь автомобильный сектор, который сталкивается с серьезными изменениями в цепочках поставок.
С 20 января, когда Дональд Трамп официально вступит в должность, он обещает ввести тарифы в размере 10% на весь импорт и до 60% на товары из Китая. В конце ноября он специально пообещал ввести 25%-ые пошлины на импорт продукции из Канады и Мексики. Для автомобильной отрасли, которая сильно зависит от глобальных цепочек поставок, это может стать катастрофой. Производители запчастей из регионов с низкими издержками, таких как Китай, окажутся в невыгодном положении, а передача этих затрат конечным потребителям вряд ли станет возможной из-за высокой конкуренции.
«Любой может посчитать», — комментирует Пол Томас (Paul Thomas), североамериканский президент Bosch, крупнейшего поставщика автозапчастей. По его словам, компании уже разрабатывают планы по переносу части производства ближе к США, чтобы минимизировать последствия тарифов.
Многие компании начали адаптироваться к новой реальности задолго до момента вступления Трампа в должность. Bosch, например, рассматривает возможность переноса производства некоторых электронных блоков из Малайзии в Мексику или Бразилию, где у компании уже есть производственные мощности. Однако окончательные решения будут приняты после того, как станет ясно, какие тарифы действительно будут введены.
Схожую осторожность проявляют и другие компании. Continental, один из крупнейших поставщиков автозапчастей из Германии, уже много лет локализует производство в каждом регионе, где работает. Сейчас компания ведет переговоры с поставщиками в Северной Америке о переходе на местные компоненты, чтобы минимизировать риски, поделился генеральный директор Continental Николай Сетцер (Nikolai Setzer).
Производственные мощности Honda в Мексике рассчитаны на 200 000 автомобилей в год, из которых 80% экспортируется в США. Угроза повышения тарифов заставляет руководство компании рассматривать перенос производства из Мексики в Японию или другие регионы. Исполнительный вице-президент Honda Нория Кайхара (Noriya Kaihara) подчеркнул, что компания уже анализирует, как перенаправить производство в случае необходимости.
Протекционизм — не новая проблема для автомобильной отрасли. Во время своего первого срока Трамп угрожал высокими тарифами компаниям, которые не увеличивали производство в США. В 2017 году, например, он раскритиковал Toyota за планы выпуска модели Corolla в Мексике, что заставило компанию построить завод в Алабаме совместно с Mazda.
Эти меры, наряду с пандемией COVID-19 и принятием Закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) при Джо Байдене, уже изменили подход автопроизводителей к цепочкам поставок. Компании стали инвестировать в локализацию, чтобы избежать нехватки деталей и риска таможенных пошлин.
Возможное возвращение масштабных тарифов дало новый импульс усилиям компаний по диверсификации цепочек поставок. Panasonic Energy, поставщик аккумуляторов для Tesla, уже начала переход к использованию сырья из Северной Америки. Президент Panasonic Energy в Северной Америке Аллан Свон (Allan Swan) сообщил, что компания ускоряет планы по устранению всех китайских материалов из своих аккумуляторов, производимых в США.
Эти шаги отражают глобальную тенденцию: компании стремятся сократить зависимость от Китая и укрепить свои позиции в условиях меняющихся геополитических реалий.
Для компаний это означает серьезные инвестиции в новые мощности, пересмотр цепочек поставок и адаптацию к политическим и экономическим вызовам. Тем не менее, те, кто успеет перестроить свои процессы, смогут не только минимизировать потери, но и укрепить свои позиции на одном из крупнейших мировых рынков.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Trump's tariff threat spurs auto suppliers to rethink production plans (Reuters)
обсуждение