При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Китай наращивает усилия по внедрению цифрового юаня для более широких слоев населения, поскольку технологические гиганты страны, такие как Alibaba и Tencent, присоединяются к этому процессу.
Народный банк Китая (НБК) работает над цифровой формой своей суверенной валюты с 2014 года.
Также известная как e-CNY, она предназначена для замены наличных денег и монет, уже находящихся в обращении. Это не криптовалюта, как биткоин, отчасти потому, что она контролируется и выпускается центральным банком. Биткоин — это децентрализованная цифровая валюта, которая не поддерживается ни центральными банками, ни единым администратором.
Цифровой юань Китая — это форма цифровой валюты центрального банка (CBDC), над которой также работают многие другие центральные банки по всему миру, хотя китайский центральный банк намного опережает других мировых игроков
На сегодняшний день Народный банк Китая (НБК) тестирует цифровую валюту через лотереи, десятки миллионов цифровых юаней были розданы гражданам в нескольких городах Китая.
Китайские власти в настоящее время активизируют свои амбиции по расширению использования e-CNY для большего числа граждан, хотя дата общенационального развертывания еще не установлена.
«Мне кажется, что теперь они готовы распространить это шире», — заявил CNBC Линхао Бао, аналитик консалтинговой компании Trivium China.
Технологические гиганты в деле
На прошлой неделе НБК запустил приложение, позволяющее пользователям в 10 регионах, включая крупные города Шанхай и Пекин, регистрироваться и использовать цифровую валюту.
Двумя доминирующими платежными системами в Китае являются WeChat Pay от Tencent и Alipay, которой управляет Ant Group, дочерняя компания Alibaba.
Возможно, самый значительный сдвиг произошел в четверг, когда Tencent объявила, что ее приложение для обмена сообщениями WeChat будет поддерживать цифровой юань. WeChat имеет более 1 млрд пользователей и является неотъемлемой частью повседневной жизни в Китае.
Alipay также является партнером проекта по внедрению цифрового юаня.
Одна из потенциальных проблем для НБК — заставить людей загрузить свое новое приложение для работы с цифровым юанем и перейти на него с WeChat и Alipay. Следовательно, интеграция с WeChat является ключевой и дает e-CNY потенциально огромную пользовательскую базу.
В пятницу гигант электронной коммерции JD.com заявил, что начнет помогать сторонним продавцам, которые продают на этой платформе, начать принимать e-CNY.
JD.com был одним из первых партнеров проекта по внедрению цифрового юаня и ранее несколько раз принимал его к оплате. Теперь он стремится расширить эту практику дальше.
Будут ли потребители и дальше использовать цифровой юань?
Хотя технические характеристики и другие факторы, лежащие в основе цифровой валюты, до сих пор неизвестны, один из наиболее насущных вопросов заключается в том, будут ли люди регулярно использовать e-CNY, даже несмотря на то, что центральный банк пытается настаивать на его более широком использовании.
Например, чтобы использовать WeChat или Alipay, пользователи просто привязывают свой банковский счет к приложению. Но чтобы использовать цифровой юань, пользователям необходимо будет зарегистрировать отдельное приложение и связать его со своим WeChat или Alipay или использовать приложение цифрового юаня.
«Большой вопрос, который у нас есть, заключается в том, будут ли потребители использовать это или нет. На мой взгляд, у потребителей нет сильного стимула уходить [от нынешних систем]», — считает Бао.
«Я не вижу сильного стимула, потому что по-прежнему существуют разногласия по поводу использования цифрового юаня, — сказал он. — Вы должны загрузить приложение, зарегистрироваться, а затем пополнить свой кошелек. Я не уверен, что потребители захотят пройти эти дополнительные шаги».
В то время как НБК использовал лотереи цифровых юаней для эффективной раздачи бесплатных денег и привлечения пользователей, Бао задается вопросом — что побудит граждан продолжать использовать цифровой юань после того, как они потратят эти деньги?
«Как вы собираетесь заставить людей продолжать использовать цифровой юань?», - недоумевает эксперт.
Олимпийские игры в Пекине
Центральный банк Китая ранее заявлял о своем намерении сделать цифровой юань доступным для посетителей зимних Олимпийских игр в Пекине.
Места проведения Игр 2022 года в Пекине смогут использовать там приложение e-CNY. Но в целом объем транзакций вряд ли будет соответствовать тому, что наблюдается у Alipay и WeChat Pay, полагает Пол Триоло, глава консалтинговой компании Eurasia Group, специализирующейся на геотехнологиях.
«В обозримом будущем, даже если на зимних Олимпийских играх произойдет всплеск, скорость оборота транзакций в цифровом юане центрального банка, вероятно, будет очень маленькой по сравнению с популярными платежными платформами WeChat Pay и Alipay», — сказал Триоло.
«Однако со временем могут появиться некоторые нишевые области, где цифровой юань может найти более широкое применение, например, для оплаты определенных типов государственных счетов или для таких вещей, как транспорт, особенно если центральный банк предлагает стимулы, такие как красные конверты и другие поощрения», — добавил он.
Между тем, так называемый подход Китая «ноль Covid» привел к строгим мерам, направленным на искоренение вируса в Китае — это означает, что очень мало иностранных гостей посетят зимние Олимпийские игры в Пекине.
«Хотя Олимпийские игры изначально рассматривались китайскими властями как возможность продемонстрировать потенциальное использование валюты в международной обстановке, вполне вероятно, что немногие некитайские граждане будут использовать цифровой кошелек в юанях на Играх», — добавил Триоло.
Игры были бы первой реальной возможностью увидеть, как цифровой юань будет работать для туристов и зарубежных гостей Китая, но эта возможность уже упущена.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China is pushing for broader use of its digital currency (CNBC)
обсуждение