При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
После того, как компания по производству бытовой техники Hisense стала первым китайским спонсором чемпионата Европы по футболу УЕФА в 2016 году, в этом году три других китайских предприятия оформили партнерские отношения с Евро-2020.
Эти компании платят за выход на зарубежные рынки, создавая при этом международный престиж для покупателей у себя дома.
«Китайские бренды используют футбол не только для местного маркетинга (продажи своей продукции китайским потребителям), но и для открытия новых рынков, особенно в Европе», - прокомментировал Пьер Джусто, управляющий директор по международным отношениям, СМИ и спорту консалтинговой фирмы Kantar.
Китайское правительство поощряет отечественные компании на экспансию за пределами Поднебесной, в то время как многие компании стремятся продвигать свои бренды, продавая их за рубеж.
Компания Hisense, базирующаяся в Циндао, провинция Шаньдун, заявила, что к 2025 году она нацелена на то, чтобы зарубежные рынки ей приносили половину общего дохода, оцениваемого примерно в $23,5 млрд. Это в три раза больше, чем $7,93 млрд, которые компания заработала за рубежом во время пандемии в прошлом году.
Производитель телевизоров и бытовой техники утверждает, что за первые пять месяцев года его продажи в Европе более чем удвоились по сравнению с прошлым годом, чему способствовал рост спроса на холодильники во Франции.
Hisense начала продвигаться в Европу более 10 лет назад, в настоящее время у нее более 8 тыс. сотрудников на континенте, а также офисы в Германии, Испании и 20 других странах. Компания выступила спонсором чемпионата мира по футболу 2018 года и подписала договор на 2022 год.
Другой китайский спонсор, компания по производству смартфонов Vivo, заявила, что в октябре официально вошла в шесть европейских стран и утверждает, что у нее более 400 млн пользователей в более чем 50 странах.
Полный список спонсоров Евро-2020 пока отсутствует, но среди тех, что указаны на сайте Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA), - российская энергетическая компания «Газпром», немецкий автопроизводитель Volkswagen и американская логистическая компания FedEx.
Alipay, аффилированная с Alibaba, и TikTok от ByteDance входят в число других компаний, которые платят за то, чтобы их имена светились по периметру стадиона в июне и июле этого года.
Месячный футбольный турнир Евро-2020, который начался 11 июня, был перенесен с прошлого года из-за пандемии. Согласно отчету УЕФА, цитируемому Associated Press, во время последнего чемпионата в 2016 году 2 млрд человек смотрели прямые трансляции, чему способствовал возросший интерес со стороны Китая и Бразилии.
В 2018 году Alipay договорилась о восьмилетнем партнерстве, которое включало Евро-2020 и Евро-2024. Согласно источникам, цитируемым Financial Times, сделка обошлась в 200 млн евро ($238,5 млн). Что касается Евро-2020, сделка Alipay включает отображение англоязычных и китайских версий своих дочерних компаний.
УЕФА заявил, что не смог раскрыть стоимость партнерства с китайскими брендами «из-за положений о конфиденциальности». В ответ на запрос CNBC Ant отказался подтвердить размер своего восьмилетнего партнерского соглашения.
Alipay, один из двух основных операторов мобильных платежей в Китае, попытался выйти на мировой рынок, работая с зарубежными торговцами и китайскими туристами. Число китайских путешественников резко упало после того, как пандемия вынудила страны закрыть границы в прошлом году.
Фан-база Китая
Еще одна китайская компания, стремящаяся получить прибыль от главного европейского турнира, - это iQiyi, которая приобрела права на онлайн-трансляцию матчей на Евро-2020. Рост ее подписчиков остановился на уровне чуть более 100 млн, в то время как компания сообщила о еще одном убытке в размере $193,4 млн в первом квартале.
Сделка привлекла «значительный» поток посетителей, а также возможности для делового партнерства с Volvo, Heineken, Volkswagen и Meituan, - сказал Линсяо Ю, генеральный директор iQiyi Sports.
Он отказался сообщить, купили ли в результате подписки на сервис больше людей. Государственная телекомпания CCTV имеет право транслировать игры в прямом эфире по телевидению.
Хотя Евро-2020 в последние недели было одной из самых популярных тем в Weibo, китайской версии Twitter, неясно, какая часть футбольного рынка Китая может вырасти без команды международного уровня.
По словам Джусто из Kantar, за последние два десятилетия Китай безуспешно пытался создать свои собственные команды, платя большие деньги за иностранных игроков и тренеров. По его словам, единственный способ для Китая развить собственных звезд футбола - это культивировать местную культуру в этом виде спорта снизу вверх.
Контраст между мировым интересом к футболу и интересом Китая очевиден на TikTok.
Официальный аккаунт Euro 2020 имеет 2,5 млн подписчиков по сравнению с 291 тыс. подписчиков на Douyin - очень популярной китайской версии приложения для коротких видео и потокового вещания, которое также принадлежит ByteDance.
Риски китайского партнерства
Китай остается крупным и растущим прибыльным рынком для международного спорта. Заместитель комиссара Марк Татум сообщил Forbes, что после десятилетий культивирования местный бизнес Национальной баскетбольной ассоциации (NBA) в 2018 году достиг $4 млрд.
Однако работа с Китаем сопряжена с рисками.
В 2019 году связанный с NBA твит в поддержку протестующих в Гонконге побудил компании на материке приостановить свои партнерские отношения, что обошлось ассоциации в $400 млн.
Официальная платформа потокового видео Tencent возобновила трансляцию большинства игр через несколько дней, в то время как государственная телекомпания CCTV прекратила трансляцию игр более чем на год.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Chinese companies sign up for Euro 2020 soccer sponsorships in a bid to go global (CNBC)
обсуждение