При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Китай доминирует на рынке электромобилей. Теперь Поднебесная дышит в затылок Tesla в гонке по созданию человекоподобных роботов на батарейном питании, которые, как ожидается, заменят людей, собирающих электромобили на сборочных линиях.
На Всемирной конференции робототехники на этой неделе в Пекине более двух десятков китайских компаний продемонстрировали человекоподобных роботов, предназначенных для работы на фабриках и складах, а еще большее количество компаний продемонстрировали изготовленные в Китае прецизионные детали, необходимые для их создания.
Продвижение Китая в развивающуюся отрасль опирается на формулу, лежащую в основе его первоначального стремления к электромобилям более десяти лет назад: государственная поддержка, беспощадная ценовая конкуренция со стороны широкого круга новых участников и глубокие цепочки поставок.
«Китайская индустрия человекоподобных роботов демонстрирует явные преимущества в интеграции цепочек поставок (и) возможностях массового производства», — указал Арьен Рао, аналитик китайского исследовательского института LeadLeo.
Усилия по робототехнике поддерживаются политикой президента Си Цзиньпина по развитию «новых производительных сил» в технологиях — об этом говорится в брошюрах к мероприятию этой недели.
В январе Пекин запустил государственный фонд робототехники на сумму $1,4 млрд, а в июле Шанхай объявил о планах создания фонда гуманоидной промышленности на сумму $1,4 млрд.
Роботы, представленные на этой неделе, получены от некоторых из тех же местных поставщиков, которые оседлали волну электромобилей, включая производителей аккумуляторов и датчиков.
В январе Goldman Sachs прогнозировал, что годовой мировой рынок гуманоидных роботов достигнет $38 млрд к 2035 году, при этом будет поставлено около 1,4 млн партий для потребительских и промышленных целей. По оценкам компании, стоимость материалов для их создания упала примерно до $150 тыс. в 2023 году, без учета расходов на исследования и разработки.
Эффект сома
«Есть большой простор для сокращения расходов», — заявил Ху Дебо, генеральный директор Shanghai Kepler Exploration Robotics, компании, которую он основал в прошлом году, вдохновившись гуманоидным роботом Tesla Optimus.
«Китай специализируется на быстрой итерации и производстве», — сказал он.
Компания Ху работает над пятой версией рабочего робота для испытаний на заводах. Он ожидает, что отпускная цена составит менее $30 тыс.
Когда Tesla открыла свой завод в Шанхае в 2019 году, китайские чиновники заявили, что ожидают, что пионер в разработке электромобилей окажет «эффект сома» на китайскую промышленность: представляя собой крупного конкурента, который заставит китайских конкурентов плавать быстрее.
Робот Tesla Optimus оказал аналогичный эффект, сказал Ху.
Американский автопроизводитель впервые представил Optimus в 2021 году, который генеральный директор Илон Маск тогда расхваливал как потенциально «более значимый, чем автомобильный бизнес с течением времени».
Компания Маска использует подход искусственного интеллекта для Optimus, смоделированный на основе ее программного обеспечения «полного автономного вождения» для электромобилей. Китайские конкуренты и аналитики говорят, что Tesla имеет раннее лидерство в области ИИ, но у Китая есть возможность снизить стоимость производства.
Tesla продемонстрировала Optimus, похожий на манекен, стоящий в плексигласовом ящике рядом с Cybertruck на выставке, которая проходила одновременно с конференцией в Пекине на этой неделе.
Optimus превзошел множество китайских гуманоидов, которые махали, ходили или даже пожимали плечами, но он все равно был одним из самых популярных экспонатов и его стенд был заполнен людьми, делающими фотографии.
«В следующем году на заводе будет более 1000 моих соотечественников», — гласила табличка рядом с Optimus.
Tesla в своем заявлении повторила, что рассчитывает выйти за рамки прототипов и начать производство Optimus в небольших объемах в следующем году.
Роботы на конвейере
Компания UBTECH Robotics, акции которой котируются на Гонконгской фондовой бирже, также тестирует своих роботов на автомобильных заводах. Она уже начала сотрудничество с Geely и объявила о сделке по тестированию на заводе Audi в Китае.
«К следующему году наша цель — выйти на массовое производство», — заявил Сотириос Стасинопулос, руководитель проекта UBTECH.
Это будет означать, что на заводах будет работать до 1 тыс. роботов, сообщил топ-менеджер. «Это первый этап на пути к масштабному развертыванию», — отметил он.
UBTECH использует чипы Nvidia в своих роботах, но более 90% компонентов произведены в Китае.
Текущее поколение производственных роботов — огромные руки, способные выполнять сварку и другие задачи — в основном разрабатывалось компаниями за пределами Китая, включая японскую Fanuc, швейцарскую инженерную группу ABB и немецкую Kuka, принадлежащую китайскому производителю бытовой техники Midea.
По данным Международной федерации робототехники, Китай лидирует в мире по количеству производственных роботов, установленных на заводе, более чем в три раза превышая это число в Северной Америке.
Синь Гобинь, заместитель министра промышленности и информационных технологий Китая, заявил на открытии мероприятия в Пекине, что его министерство реализует указания Си и сделало Китай «важной силой в мировой робототехнической промышленности».
В ноябре прошлого года страна призвала к массовому производству человекоподобных роботов к 2025 году, но это начнется в гораздо меньших масштабах, чем необходимо для трансформации производства электромобилей.
«Я считаю, что, скорее всего, пройдет не менее 20–30 лет, прежде чем человекоподобные роботы смогут получить широкомасштабное коммерческое применение», — прогнозирует Рао из исследовательского института LeadLeo.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China's robot makers chase Tesla to deliver humanoid workers (Reuters)
обсуждение