При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В Нигерии годовая инфляция приближается к 30%, а валюта находится в свободном падении. Страна столкнулась с одним из худших экономических кризисов за последние годы, что вызвало общенациональное возмущение и протесты.
В понедельник нигерийская найра достигла нового исторического минимума по отношению к доллару США как на официальном, так и на параллельном валютном рынке, упав почти до 1600 по отношению к доллару США на официальном рынке с примерно 900 в начале года.
Президент Бола Тинубу объявил во вторник, что федеральное правительство планирует привлечь не менее $10 млрд для повышения валютной ликвидности и стабилизации найры.
Валюта упала примерно на 70% с мая 2023 года, когда Тинубу вступил в должность, унаследовав испытывающую трудности экономику и пообещав ряд реформ, направленных на стабилизацию страны.
В попытке вылечить пострадавшую экономику и привлечь международные инвестиции, Тинубу объединил многочисленные обменные курсы Нигерии и позволил рыночным силам устанавливать обменный курс, что привело к падению валюты. В январе регулятор рынка также изменил способ расчета курса валюты на момент закрытия биржи, что привело к еще одной фактической девальвации.
Годы валютного контроля также породили огромный сдерживаемый спрос на доллары США в то время, когда зарубежные инвестиции и экспорт сырой нефти сократились.
«Ослабленный обменный курс должен усилить импортируемую инфляцию, что усугубит ценовое давление в Нигерии», — полагает Питер Скрибанте, старший политэкономист Oxford Economics.
Страна является крупнейшей экономикой Африки и имеет население более 210 млн человек, но в значительной степени зависит от импорта для удовлетворения потребностей своего быстро растущего населения.
«Сокращение располагаемых доходов и усиление давления на стоимость жизни должны оставаться проблемой в течение 2024 года, что еще больше сдерживает потребительские расходы и рост частного сектора», — отметил Скрибанте.
Тем временем инфляция продолжает расти: общий индекс потребительских цен в январе достиг 29,9% в годовом исчислении, что является самым высоким уровнем с 1996 года. Рост обусловлен постоянным ростом цен на продукты питания, которые в прошлом месяце подскочили на 35,4%. по сравнению с прошлым годом.
Рост стоимости жизни и экономические трудности спровоцировали протесты по всей стране в минувшие выходные. Падение валюты усугубило негативное воздействие правительственных реформ, таких как отмена газовых субсидий, что привело к утроению цен на газ.
Президент Тинубу заявил в конце июля, что правительство уже сэкономило более 1 трлн найр ($666,4 млн) за счет отмены субсидий, которые оно перенаправит на инвестиции в инфраструктуру.
Помимо растущей инфляции и падения валюты, Нигерия также борется с рекордным уровнем государственного долга, высоким уровнем безработицы, нехваткой электроэнергии и снижением добычи нефти — ее основного экспорта. Это экономическое давление усугубляется насилием и отсутствием безопасности во многих сельских районах.
«Избыточная рыночная ликвидность, давление на обменный курс, а также нехватка продовольствия и топлива угрожают стабильности цен, в то время как инфляция рискует выйти из-под контроля правительства», — указал Скрибанте из Oxford Economics.
«Высокий спрос на импорт может заставить Центральный банк Нигерии (CBN) вновь ввести запреты на импорт и валютные ограничения, чтобы уменьшить нагрузку на платежный баланс. Это может усугубить дефицит отечественной продукции и еще больше увеличить инфляцию», — добавил он.
По данным Oxford Economics, инфляция, как ожидается, достигнет пика почти на уровне почти 33% в годовом исчислении во втором квартале 2024 года и может оставаться выше в течение длительного времени, учитывая множество предстоящих экономических рисков.
«Кроме того, рост инфляции и усиление ястребиной позиции ЦБ указывают на то, что учетная ставка может быть повышена в этом квартале», — сказал Скрибанте. В настоящее время учетная ставка находится на уровне 18,75%.
«Мы ожидаем совокупного повышения ставок на 200 б.п. на следующих двух заседаниях комитета по монетарной политике, запланированных на конец февраля и конец марта этого года; однако мы считаем, что необходимы дополнительные повышения, чтобы остановить рост инфляции», — добавил Скрибанте.
Джейсон Туви, заместитель главного экономиста по развивающимся рынкам в Capital Economics, считает, что CBN выберет более высокую процентную ставку на заседании 26 и 27 февраля.
«Эта встреча станет ключевой проверкой того, действительно ли изменение политики под руководством президента Тинубу набирает обороты», — написал Туви в своей аналитической заметке.
«Мы ожидаем, что комитет попытается частично восстановить свою способность бороться с инфляцией, установив высокую процентную ставку в размере 400 б.п., до 22,75%», — прогнозирует он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Africa’s largest economy is battling a currency crisis and soaring inflation (CNBC)
обсуждение