При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
3 сентября в музее-заповеднике «Бородинское поле» почтили память погибших в сражении 1812 года традиционной исторической реконструкцией. В этом году кульминацией программы стала масштабная батальная реконструкция битвы за Шевардинский редут.
11 тысяч русских против 35 тысяч французов
Арьергардный бой вблизи деревни Шевардино реконструирован впервые, заверил зрителей Александр Валькович, президент Международной военно-исторической ассоциации, открывая реконструкцию. Но, то что выбор пал именно на этот эпизод большого Бородинского сражения, конечно же, не случайно.
По замыслу гения военного дела Михаила Кутузова, шевардинские укрепления должны были стать естественной преградой на пути продвижения французских войск. Бой за этот пятиконечный редут позволил выиграть время для завершения инженерных работ на других участках фронта и помешал Наполеону полноценно развернуть свои колонны. Но русские заплатили за этот тактический выигрыш слишком высокую цену. Против 11 тысяч солдат под командованием генерал-лейтенанта Андрея Горчакова Наполеон I бросил 35 тысяч солдат. Укрепление переходило из рук в руки несколько раз на протяжении всего дня 24 августа 1812 года. И лишь к сумеркам Кутузов отдал приказ Горчакову отступить. Так что разгромом этот бой не закончился – как и вся Бородинская битва для каждой из сторон. Хотя потери русской армии были значительно выше: 6-7 тысяч убитыми и ранеными против 4-5 тысяч убитыми и ранеными у французов.
Со всей Европы
3 сентября 2017 года в реконструкции приняли около 6 тысяч человек, сотни лошадей и десятки пушек. Причём не только россиян. Со своей амуницией и провиантом прибыли участники военно-исторических клубов из Бельгии, Чехии, Германии, Англии и, конечно же, из Франции.
Бой за Шевардино в 1812 году продолжался почти 10 часов. Наши же реконструкторы уместили основные эпизоды примерно в один час. Зато какой! Размер плац-театра, где происходило действо, растянулся слева направо не на один километр.
Слева – русские войска. Пехоту представляли егеря, гренадёры и мушкетёрские соединения. Кавалерию – драгунские, гусарские и уланские части, а также «танки» того времени – тяжёлая кирасирская конница. И, конечно же, артиллерия.
Армия Наполеона или, как тогда её называли современники, Великая армия, наступала справа. Линейную пехоту французов представляли фузилёрные, гренадёрские и вольтижёрные роты, а также егеря и карабинеры. Конница состояла из карабинерских, кавалерийских, драгунских, шассёрских (егерских) и, наконец, из гусарских полков. На главном монументе Бородинского поля, рядом с батареей Раевского, есть надпись: вторглось в Россию войско, которое насчитывало 554 тысяч человек. Помимо французов за Наполеона сражались баварцы, итальянцы, саксонцы, вестфальцы, вюртембержцы, баденцы, гессенцы, пруссаки, швейцарцы, поляки. Вернулось с полей сражений всего 79 тысяч человек.
Потери русской армии
Россия принесла не менее кровавую жертву. Вот выдержка из письма императора Александра I к императору австрийскому от лета 1813 года на этот счёт: «Провидение пожелало, чтобы 300 тысяч человек пали жертвой во искупление беспримерного нашествия». Впрочем, историками эти цифры оспариваются. Но в чём они единодушны, так это в том, что более половины всех потерь пришлись на потери небоевые. То есть потери от болезней, эпидемий, от нехватки воды, продовольствия и тёплой одежды.
Бородино ещё впереди
Но в тот памятный день 24 августа никто не собирался сдаваться: на восток с честью отходили гренадёры Горчакова. Французы же занимали освобождённые ими шевардинские укрепления. Обе великие армии конца XIX века выстраивались в боевые порядки, чтобы в следующие два дня вновь сойтись в кровопролитной сече. В этот момент батарее Николая Раевского ещё только предстоит обессмертить силу русского духа, прежде чем оставить укрепления под непрекращающимся натиском противника. Ещё впереди бои за Утицкий курган, Семёновский овраг, Семеновские (Багратионовские) флеши, а также знаменитый рейд казаков Матвея Платова и кавалерии Фёдора Уварова. Впереди и гибель генералов Петра Багратиона, Николая и Александра Тучковых. Впереди – смерть, которую встретили на бородинских полях прославленные генералы Наполеона Огюст Коленкур и Луи-Пьер де Монбрен. Генеральские потери с обеих сторон исчисляются десятками, потери нижних чинов – тысячами, солдат – десятками тысяч.
День города, который отмечает Москва, позже был учрежден в честь даты битвы под Бородино, которую по праву можно назвать триумфом российской славы. И – слава тем, кто в военно-исторических клубах бережно сохраняет настоящую память об этой славе.
Фото: Альберт Тахавиев
обсуждение