При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Объем промышленного производства и розничные продажи в Китае в январе-феврале превзошли ожидания, ознаменовав этим хорошее начало 2024 года и предоставив некоторое облегчение денежным властям, даже несмотря на то, что слабость сектора недвижимости остается тормозом для экономики.
Сегодняшние данные дополняют недавние показатели экспорта и потребительской инфляции, превзошедшие ожидания, что укрепляет надежды Пекина на достижение того, что аналитики назвали амбициозным целевым показателем роста ВВП в 5,0% по итогам этого года.
«Данные по экономической активности в Китае в целом стабилизировались в начале года. Но все еще есть основания полагать, что часть роста может быть одноразовой», — отметила Луиза Лу, экономист по Китаю в Oxford Economics.
Промышленное производство выросло на 7,0% за первые два месяца года, как показали данные, опубликованные Национальным бюро статистики (НБС). Это выше ожиданий роста на 5,0% в опросе аналитиков агентством Рейтер, и быстрее, чем наблюдавшийся рост на 6,8%. в декабре. Это также ознаменовало самый быстрый рост почти за два года.
Розничные продажи, ключевой показатель сферы потребления, выросли на 5,5%, замедлившись с роста на 7,4% в декабре, но превысив ожидаемый прирост в 5,2%.
Восьмидневные лунные новогодние каникулы в феврале ознаменовались уверенным увеличением количества путешественников, что поддержало доходы сектора туризма и гостеприимства. Это также привело к росту производительности нефтеперерабатывающих заводов на 3% для удовлетворения высокого спроса на транспортное топливо.
НБС публикует объединенные данные по промышленному производству и розничным продажам за январь и февраль, чтобы сгладить искажения, вызванные смещением сроков Лунного Нового года.
«Потребителей временно поддержали расходы, связанные с праздниками, в начале года. В отсутствие решительных стимулов, связанных с потреблением в этом году, мы думаем, что будет трудно поддерживать устойчивый темп потребительских расходов в этом году», — прокомментировала Лу.
Осторожные комментарии Лу отражают более широкий консенсус среди аналитиков по Китаю в отношении того, что Пекину не хватает усилий для достижения цели экономического роста на 2024 год на уровне «около 5,0%». Хотя цель аналогична цели на 2023 год, аналитики отмечают, что в прошлом году базовый эффект был более низким из-за ограничений, связанных с пандемией COVID в 2022 году.
Инвесторы были обрадованы лучшими, чем ожидалось, данными: акции азиатских компаний выросли, а китайские «голубые фишки» поднялись на 0,4%.
Затяжной кризис в секторе недвижимости, ключевой опоре экономики, остается серьезной проблемой для властей, потребителей и инвесторов. Новые данные не принесли облегчения на этом фронте: снижение инвестиций в секторе недвижимости в январе-феврале продолжилось, они все еще далеки от уровня возвращения к стабильности.
Слабость сектора подчеркивается низким спросом. Продажи недвижимости по площади в январе-феврале упали на 20,5% в сравнении с годом ранее, и по сравнению с падением на 23,0% в декабре прошлого года.
Экономисты Goldman Sachs заявили, что последовательная динамика роста Китая оставалась стабильной в первом квартале, несмотря на заметные расхождения между секторами.
«Однако для достижения амбициозной цели роста на уровне около 5% в этом году все еще необходимо дальнейшее смягчение политики, особенно со стороны спроса (например, в бюджетной сфере, жилищном строительстве и потреблении)», — полагают в Goldman Sachs.
С другой стороны, инвестиции в основной капитал выросли на 4,2% за первые два месяца 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, против ожиданий роста на 3,2%. За весь 2023 год показатель вырос на 3,0%.
Примечательно, что частные инвестиции выросли на 0,4% за первые два месяца, обратив вспять спад на 0,4% за весь 2023 год.
Рынок труда, еще одна сфера, за которой пристально наблюдают власти и инвесторы, показал неоднозначные результаты, резко ухудшившись за годы пандемии COVID.
Уровень безработицы, основанный на общенациональном опросе, вырос до 5,3% в феврале с 5,2% в январе, что представитель НБС Лю Айхуа объяснил сезонными факторами, связанными с Лунным Новым годом.
Премьер Ли Цян пообещал на ежегодном заседании парламента в начале этого месяца преобразовать модель роста страны и снизить риски в секторе недвижимости и долге местных органов власти.
Глава Народного банка Китая,центробанка страны, Пань Гуншэн также ранее в этом месяце заявил, что все еще есть возможности для сокращения требований к резервированию банков (RRR) после объявленного в январе сокращения на 50 базисных пунктов, которое стало самым большим за два года.
Ожидания глобального смягчения денежно-кредитной политики также могут несколько облегчить надежды Китая на укрепление своего обширного производственного сектора, хотя экономические условия во многих ключевых развитых странах в краткосрочной перспективе выглядят мрачными. Великобритания впала в рецессию во второй половине прошлого года, в то время как Япония и еврозона продемонстрировали вялый рост.
Политики пообещали принять дальнейшие меры, чтобы помочь стабилизировать рост после того, как шаги, предпринятые с июня, дали лишь скромный эффект, но аналитики предупреждают, что бюджетные возможности Пекина сейчас очень ограничены, и отмечают, что выступление Ли на ежегодном заседании парламента не смогло вызвать доверие инвесторов.
Многие экономисты говорят, что существует риск того, что Китай может начать заигрывать со стагнацией в японском стиле в конце этого десятилетия, если власти не предпримут шаги по переориентации экономики на потребление домашних хозяйств и рыночное распределение ресурсов.
«Мы ожидаем дальнейшего улучшения экономической динамики в краткосрочной перспективе, учитывая попутный ветер со стороны политики стимулирования», — сообщил Цзычунь Хуан, экономист по Китаю в Capital Economics.
«Но это восстановление может оказаться недолгим из-за основных структурных проблем экономики», — добавил он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение