При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Разработка китайского узкофюзеляжного пассажирского самолета C919, уже, по крайней мере, на пять лет отстающая от графика, идет медленнее, чем ожидалось, поскольку государственная коммерческая авиастроительная корпорация (Commercial Aircraft Corporation of China, COMAC) борется с рядом технических проблем, которые сильно ограничивают испытательные полеты, сообщили Reuters источники, знакомые с ситуацией.
Задержки обычное дело в сложных аэрокосмических программах, но особенно медленный прогресс в авиастроительной отрасли - это потенциальный позор для Китая, который вложил значительные средства в свою первую серьезную попытку потеснить Boeing и Airbus на мировом рынке реактивных самолетов.
Самая последняя из таких проблем произошла из-за математической ошибки.
Инженеры COMAC произвели расчеты сил, которые будут наложены на парные двигатели самолета в полете - известные в отрасли как нагрузки, - и отправили неточные данные производителю двигателей, CFM International. Об этом агентству Рейтер сообщили четыре человека, знакомых с этим вопросом. В результате, возможно, потребуется усиление двигателя и его корпуса, вероятно, что за счет COMAC, хотя другой источник отрицает возможность каких-либо модификаций.
Этот и другие технические и структурные сбои означали, что к началу декабря, после более чем 2,5 лет летных испытаний, COMAC завершил менее чем пятую часть из 4 200 часов в воздухе, необходимых для окончательного утверждения Администрацией гражданской авиации КНР (CAAC). Об этом агентству Рейтер сообщили два человека, близких к проекту.
COMAC, который с 2008, по большей части, вел разработку самолета C919 в секрете, редко раскрывает свои цели. Официальный представитель компании Ян Ян (Yang Yang) заявил китайским государственным средствам массовой информации в сентябре, что он ожидает сертификации со стороны регуляторов страны через 2-3 года, не сообщая никаких дополнительных подробностей. Ранее публично объявленной целью компании был конец 2020 года. Другие должностные лица COMAC заявили, что они стремятся к сертификации и сдаче в 2021 году.
COMAC не ответил на запросы Reuters о комментариях по этой теме. CFM, совместное предприятие General Electric (GE Aviation) и французской Safran, отказались от комментариев.
В COMAC до сих пор не завершили работу по исправлению расчетов и данных для отправки производителю двигателя, которые являются ключом к обеспечению того, чтобы двигатель не выходил из строя при больших нагрузках, сообщил Reuters один из источников. Другой сказал, что расчеты предельной нагрузки часто вырабатываются в процессе разработки.
Но, учитывая неопределенность, нет гарантии, что COMAC достигнет заявленных целей на 2021-2022 годы, сообщили Reuters люди, близкие к программе.
«Все не всегда получается так, как планировалось, но я надеюсь, что COMAC немного замедлится и постарается не гнать лошадей», - сказал Reuters один из источников, знакомых с проблемой двигателя. «В противном случае - будет множество проблем позже».
Неправильный расчет двигателя не отражает недостатка теоретического понимания - Китай почти два десятилетия отправляет людей в космос. Но это иллюстрирует недостаток опыта национального авиакосмического производителя в проектировании и создании коммерческих самолетов.
C919 разработан для для того, чтобы конкурировать с самолетами семейства Boeing 737 MAX и Airbus 320neo. После того, как Boeing и Airbus заключили соглашения о приобретении самолетов, произведенных Embraer и Bombardier, китайский COMAC теперь фактически является третьим альтернативным вариантом на рынке для самолетов с более чем 100 посадочными местами.
В настоящее время большинство прогнозистов отрасли ожидают, что длительный циклический бум спроса на коммерческие самолеты в этом году уменьшится, поскольку деловая уверенность снижается на фоне геополитической напряженности, а это означает, что самолет, который дебютирует в 2021 или 2022 году, вероятно, не будет получать заказы в предстоящие годы.
Пекин сделал проект C919 неотъемлемой частью своей инициативы «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025), направленной на то, чтобы наверстать отставание в сфере сложных технологий и помочь стране стать самодостаточной.
Эти усилия привлекли внимание федеральных прокуроров США, которые в 2018 году обвинили группу китайских офицеров разведки, хакеров и сотрудников компаний в проникновении в сети 13 производителей аэрокосмической техники по всему миру, включая компанию, описание которой соответствует CFM, с тем чтобы украсть конфиденциальные данные, которые могут помочь Китаю построить реактивный двигатель. Китай отрицает какую-либо причастность к взлому.
Некоторые аналитики считают, что Пекин может позволить себе не расстраиваться в полной мере, если самолет C919 не сможет немедленно начать конкурировать на международных рынках, поскольку правительство Китая может "попросить" свои внутренние авиакомпании покупать их.
Китайские государственные перевозчики и лизинговые компании составляют подавляющее большинство из 815 предварительных заказов, которые по заялению COMAC поступили на приобретение C919. Пока единственным зарубежным покупателем является лизинговая компания GECAS, принадлежащая General Electric. Немногие из заказов были завершены.
«Настоящая миссия C919 - завоевать внутренний рынок, на котором доминируют два его иностранных конкурента», - сказал Жан-Франсуа Дюфур (Jean-François Dufour), главный аналитик DCA Chine-Analyze. «Через 10–15 лет C919 следующего поколения или другие модели, разработанные COMAC, могут стать реальными конкурентами на мировой арене».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
China's bid to challenge Boeing and Airbus falters (Reuters)
обсуждение