При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономика Китая замедлилась в марте, так как потребление, недвижимость и экспорт сильно пострадали, что свело на нет более высокие, чем ожидалось, показатели роста в первом квартале и ухудшило перспективы Поднебесной, уже ослабленные ограничениями COVID-19 и конфликтом на Украине.
Самая большая краткосрочная проблема для Пекина — это новые жесткие ограничения, связанные с коронавирусом, в период повышенных геополитических рисков, которые усилили давление на предложение и цены на сырьевые товары, в результате чего китайские власти ходят по натянутому канату, пытаясь стимулировать рост, не ставя под угрозу ценовую стабильность.
Валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 4,8% в первом квартале по сравнению с годом ранее, как показали данные Национального бюро статистики (NBS) в понедельник, превзойдя ожидания аналитиков в отношении прироста на 4,4% и поднявшись с 4,0% в четвертом квартале.
Удивительно сильное начало в первые два месяца года улучшило основные показатели Китайской Народной Республики: ВВП вырос на 1,3% в январе-марте в квартальном выражении по сравнению с ожиданиями роста на 0,6% и пересмотренного роста на 1,5% в предыдущем квартале.
Аналитики говорят, что апрельские данные, вероятно, будут хуже, поскольку карантин в финансовом центре Шанхая и в других местах затягивается, что побуждает некоторых из них говорить о растущих рисках рецессии.
«Дальнейшие последствия из-за локдаунов неизбежны не только потому, что произошла задержка с доставкой предметов первой необходимости, но и потому, что они добавляют неопределенности в услуги и фабричные операции, которые уже повлияли на рынок труда», — сказала Ирис Панг (Iris Pang), главный экономист по Большому Китаю в ING.
«Возможно, нам придется еще больше пересмотреть наши прогнозы по ВВП, если фискальная поддержка не поступит вовремя», - добавила она.
Акции Китая упали, вероятно, отреагировав на мартовские данные и слабый прогноз: индекс голубых фишек CSI300 (.CSI300) снизился на 0,6%, а индекс Shanghai Composite (.SSEI) упал на 0,5%.
Данные показали, что розничные продажи сократились больше всего в годовом исчислении с апреля 2020 года из-за масштабных ограничений из-за COVID-19 по всей стране. Они упали на 3,5%, что хуже ожиданий снижения на 1,6% и роста на 6,7% в январе-феврале.
Рынок труда КНР уже демонстрирует признаки стресса в марте, который обычно является одним из самых устойчивых месяцев в этом отношении, поскольку заводы возобновляют прием на работу после праздника Лунного Нового года. Общенациональный уровень безработицы в Китае, основанный на опросах, в марте составил 5,8%, что является самым высоким показателем с мая 2020 года, а в 31 крупном городе он достиг рекордных 6,0%.
Промышленный сектор показал себя лучше: производство увеличилось на 5,0% по сравнению с прошлым годом, по сравнению с прогнозами роста на 4,5%. Это меньше, чем рост на 7,5% в первые два месяца года.
Инвестиции в основной капитал, движущая сила роста, на которую рассчитывает Пекин, чтобы поддержать экономику, выросли на 9,3% в годовом исчислении в первом квартале по сравнению с ожидаемым ростом на 8,5%, но ниже роста на 12,2% в первые два месяца года.
Аналитики Capital Economics и Nomura считают, что официальные данные по ВВП, возможно, несколько занижают темпы замедления в прошлом квартале.
Capital Economics говорит, что рост индекса производства услуг за 1 квартал не соответствует расширению сектора услуг в данных о ВВП, в то время как Nomura заявила, что некоторые данные за март, такие как промышленное производство, трудно согласовать со многими другими показателями промышленной активности.
Продажи жилья в стоимостном выражении в марте упали на 26,2% в годовом исчислении, что является самым большим падением с января-февраля 2020 года, согласно расчетам Reuters, что указывает на углубляющийся спад на рынке недвижимости.
Решительные меры китайского правительства по пресечению распространения случаев заражения COVID-19 привели к закупорке автомагистралей и портов, задержке рабочих и закрытию заводов, что сильно нарушает глобальные цепочки поставок товаров.
Вклад чистого экспорта в рост ВВП упал до 3,7% в первом квартале с 26,4% в четвертом по мере ослабления импульса.
Фу Линхуэй (Fu Linghui), официальный представитель NBS, признал усиление понижательного экономического давления.
«Мы активизируем реализацию макрополитики, приложим все усилия для стабилизации фундаментальных экономических показателей и будем стремиться к достижению целей и задач на этот год», — заявил он на пресс-конференции.
Народный банк Китая (НБК) заявил в понедельник, что усилит поддержку отраслей, бизнеса и людей, пострадавших от COVID-19.
Поздно вечером в пятницу НБК заявил, что впервые в этом году сократит объем наличных денег, которые банки должны хранить в качестве резервов, высвободив около 530 млрд юаней ($83,25 млрд) в виде долгосрочной ликвидности, хотя это сокращение не оправдало ожиданий.
Аналитики видят всё меньше возможностей для дальнейшего снижения ставок в Китае после меньшего, чем ожидалось, снижения нормативов обязательных резервов (RRR), которое, по их словам, отражает обеспокоенность НБК уровнем инфляции и ужесточением денежно-кредитной политики США.
«Правительство сталкивается с дилеммой: как сбалансировать экономический рост и сдержать вспышки (Covid-19). Закрытие крупных городов, таких как Шанхай, обходится очень дорого», — сказал Живэй Чжан (Zhiwei Zhang), главный экономист Pinpoint Asset Management.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China Q1 GDP tops forecast, but March weakness raises outlook risks (Reuters)
обсуждение