При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Если цифровые валюты мировых центробанков (CBDC) быстро заменят банкноты, теневая экономика стоимостью в триллионы долларов может стать еще более непрозрачной.
Большой проблемой для правительств и центральных банков является то, что этот процесс в некоторой степени уже происходит - например, недавний взрывной рост стоимости криптовалюты предвосхищает его неизбежное появление.
Мировые денежно-кредитные организации от Пекина до Франкфурта за последний год ускорили планы по выпуску законных платежных средств в цифровом формате, отчасти для того, чтобы идти в ногу со стремительным ростом криптовалют в частном секторе и систем онлайн-платежей в течение последних лет. Множество проектов и концепций, многие из которых до сих пор обсуждаются, затрудняют получение четкой картины того, что появится в будущем.
Совершенно очевидно, что переход к цифровой валюте звучит как похоронный звон для физических банкнот и монет в том виде, в каком мы их знаем - до сих пор происходит медленный спад их использования, который катализируется социальным дистанцированием из-за пандемии. И это может произойти уже скоро - Китай уже тестирует свои версии цифрового юаня, а Европейский центральный банк ожидает увидеть цифровой евро в течение ближайших четырех лет.
Но если приближается конец эпохи наличных денег, то люди или виды деятельности, в наибольшей степени зависящие от материальных банкнот, которые эффективно обеспечивают анонимность держателей средств и транзакций с ними, должны будут адаптироваться к новым условиям или найти другой способ ведения бизнеса.
Те, кто чаще всего использует расчеты наличностью - в отличие от электронных денег, перенаправляемых между банковскими счетами в рамках существующей банковской системы - заняты в том секторе, который Международный валютный фонд (МВФ) называет «теневой экономикой».
По большей части эта экосистема устроена так, чтобы избежать налогообложения, регулирования и надзора и может включать в себя все - от домашних хозяйств, использующих банкноты для оплаты труда уборщиков или строителей, чтобы избежать налогов, до организованной преступности и торговли наркотиками или даже финансирования терроризма.
Масштабы этой теневой экономики огромны.
В рабочем документе, опубликованном незадолго до кризиса COVID-19, экономисты МВФ подсчитали, что теневая экономика в крупнейших странах Европы, например, может достигать 20% валового внутреннего продукта (ВВП) и до 35% в некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой.
Только для еврозоны это может составить более 2 трлн евро - почти вдвое больше, чем 1,2 трлн банкнот евро в обращении, и, что любопытно, по-прежнему все еще больше, чем рыночная капитализация всех известных криптовалют в объеме 1,5 трлн долларов.
Наличные деньги, конечно, не исчезнут в одночасье, даже когда будут запущены CBDC. И, вероятно, не вся теневая экономика переместится в закоулки криптовалютного мира. Более того, МВФ ссылается на исследование, согласно которому более широкое использование простых электронных платежей значительно сокращает теневую экономику.
Но если предположить, что правительства не захотят поощрять теневую деятельность - не в последнюю очередь из-за потери столь необходимых налоговых поступлений в предстоящие годы - это может существенно повлиять на разработку новых CBDC.
В настоящее время в Европе большое внимание уделяется цифровому евро как депозиту с нулевой доходностью непосредственно в ЕЦБ - прямая ответственность для центрального банка точно такая же, как и в случае с банкнотами. Таким образом, используя цифровой евро, вкладчики смогут избежать рисков в противовес депозитам коммерческих банков.
Чтобы противостоять этому, член совета директоров ЕЦБ Фабио Панетта и генеральный директор ЕЦБ по рыночной инфраструктуре и платежам Ульрих Биндсейл предложили ограничить эти депозиты первого уровня только домашними хозяйствами и суммой не более 1000 евро, эффективно наказывая холдинги, превышающие эту сумму, и те, которые принадлежат компаниям или инвесторам, с глубоко отрицательными процентными ставками.
Более того, на прошлой неделе Панетта заявил, что в случае банковского кризиса отрицательные ставки второго уровня, возможно, должны превысить 2% или 3%, чтобы избежать излишка депозитов коммерческих банков в CBDC.
Но маловероятно, что кто-либо, действующий в рамках теневой экономики и стремящийся избежать налогов и / или внимания со стороны правоохранительных органов, захочет открыть видимый и отслеживаемый счет в центральном банке.
Вот почему некоторые экономисты считают, что CBDC должны выпускаться только в виде цифровых токенов, имитируя банкноты в цифровой форме, но в частном порядке - в цифровых кошельках, как сейчас работают криптовалюты.
Тем не менее, даже как и в случае с главной криптовалютой Bitcoin (BTC), это перемещение токенов из кошелька в кошелек можно до некоторой степени отследить. И трудно себе представить, чтобы токены законного платежного средства были на 100% анонимными.
Обсуждая планы CBDC на сегодняшний день, утверждая, что существует риск «гигантского провала», экономисты Питер Бофингер и Томас Хаас подвергли сомнению как идеи депозитов, так и токенов, в пользу единицы «средства сбережения», которая могла бы интегрировать частные системы онлайн-платежей, такие как Facebook с его Libra / Diem, с законными платежными средствами и не допустить их превращений из постоянной системы в криптовалюту и обратно.
Они также утверждают, что идея неограниченных и полностью анонимных токенов CBDC просто не будет соответствовать правилам борьбы с отмыванием денег.
Стратеги Metlife Investment Management Александр Виллакампа и Джун Цзян полагают, что, хотя центральным банкам теперь нужны CBDC для борьбы с контролем над денежными системами со стороны криптовалютного мира и крупных технологий. Для центробанков токен - это единственный логичный путь.
«Без токена CBDC центральные банки могут фактически подтолкнуть людей к использованию криптовалют, что маловероятно», - утверждают эксперты.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Column: Central bank digi cash spooking shadow economy to crypto (Reuters)
обсуждение