При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На рынке нет единого понимания целей запуска «Маркетплейса» под эгидой Банка России. Одни считают, что этот проект кардинально изменит правила игры на финансовом рынке, другие – что он сделан в противовес Сбербанку, третьи задаются вопросом, а зачем вообще регулятор принимает участие в коммерческом проекте?
Маркетплейс. FAQ.
Цель проекта «Маркетплейс», как указано на сайте регулятора, состоит в «организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок». Иными словами, речь идёт об онлайн-витрине, через которую финансовые компании будут сначала продавать вклады, затем облигации и паи ПИФов, а затем и ОСАГО и ипотеку. В дальнейшем предполагается, что через такую витрину будут продаваться другие финансовые продукты. В феврале 2019 года Банк России объявил о технической готовности «Макетплейс 1.0» по вкладам, оформлять которые дистанционно можно будет сразу после того, как Госдума примет соответствующие поправки в законодательство. Ожидается, что депутаты успеют их принять в эту весеннюю сессию. Такая онлайн-витрина, по задумке, должна будет уравнять конкурентные условия для всех банков и снять «географические ограничения». И, если последнее не вызывает вопросов – в России огромное количество городков и селений с крайне невысоким разнообразием банков – то с созданием конкурентных условий вопросы эти возникают.
А доверие-то есть?
А ещё возникают вопросы с доверием людей к этому проекту, добавляет Алина Розенцвет, вице-президент ГК «Регион»:
– С доверием достаточно много проблем. Доказательство – по сути, провал на стороне потребителей проекта по дистанционной идентификации на основе биометрии. Не идут туда люди, боятся мошенников, да и самим банкам не очень доверяют. Возможно, у ОСАГО и кредитных продуктов в этом плане больше шансов – нет риска потери средств, а вот со вкладами в большей степени, и с ценными бумагами в меньшей могут быть сложности.
И техническое качество?
Михаил Хромов, заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, замечает, что успех «Маркетплейса» будет зависеть от качества технической реализации:
– Насколько конечному пользователю будет удобно и безопасно работать с этой системой, а также от того, насколько будет велика рыночная доля финансовых организаций-участников проекта. Это особенно важно для рынка банковских вкладов – войдут ли туда крупные госбанки или де-факто это получится система в противовес к Сбербанку/ВТБ.
Для финансовых организаций проект станет интересным, если сможет предложить значимое расширение клиентской базы с умеренными издержками. Но фактическую жизнеспособность маркетплейса можно будет проверить только с началом его работы.
Маркетплейс интересен небольшим банкам
Что сейчас – ещё до фактического запуска проекта – можно сказать об издержках банков и перспектив выхода на глобальную (в рамках страны) аудиторию? Начнём с издержек. Уже объявлено, что Московская биржа, как оператор платформы (онлайн-витрины), будет брать с каждого проданного вклада 0,34% за свои услуги. Это значит, что экономический интерес платить такую комиссию может быть только у небольших региональных игроков, которых, к слову, становится всё меньше и меньше на фоне продолжающейся зачистки банковской системы. Что же касается аудитории, то эта аудитория в России имеется, главным образом, в распоряжении Сбербанка (десятки миллионов вкладчиков и львиная доля по всем банковским продуктам и услугам). Герман Греф, глава Сбербанка, несколько раз крайне скептически высказывался об этом проекте. Скепсис его связан и с тем, что Сбербанк сам, и достаточно давно, выстраивает свой маркетплейс или экосистему, где будут доступны далеко не только финансовые продукты. А ещё с тем, что Греф – убеждённый либерал и не считает, что регулятор должен заниматься созданием коммерческих проектов. Во-вторых
«Функция ли это регулятора? Вот в чём вопрос!»
С такой позицией солидарен Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Тосунян задаётся вопросом, а зачем вообще регулятор занимается созданием или принимает участие в создании коммерческих проектов? Что же касается «труднодоступных регионов», где ожидается спрос на банковские продукты через «Маркетплейс», то глава АРБ считает, что в России вот уже много лет идёт повсеместная дебанкизация – из регионов уходят малые и средние банки:
– И происходит это чаще всего в результате политики Банка России. Но, возможно, теперь регулятор пытается исправить «Маркетплейсом» допущенные промахи, беря на себя функцию предоставления клиентам банков своих коммерческих услуг. Его ли эта функция? Вот в чем вопрос.
Курица яйцо учит или наоборот?
Вопрос оценки политики Банка России хоть и привлекателен, но бессмысленный, так как «Маркетплейс» фактически запущен и назад дороги нет – «позади Сбербанк»! Оставим так же – вынужденно – в стороне и вопрос, почему Банк России, являясь контролирующим акционером Сбербанка, вынужден создавать общенациональные проекты, чтобы ограничить монополию этого самого Сбербанка. Остаётся актуальным вопрос, возникнет ли такая конкуренция?
Алина Розенцвет отвечает на этот вопрос с оптимизмом и считает, что у Сбербанка уже выросли серьёзные конкуренты из числа негосударственных игроков рынка.
– Не Сбером единым, – заключает она.
Однако Михаил Ханов, управляющий директор «Алго Капитал», считает, что именно «Маркетплейсу» придётся конкурировать со Сбербанком, причём с опозданием:
– Не стоит забывать о том, что ведущие банки, брокеры и страховщики и без того уже создали систему продаж через интернет. Для них участие в «Маркетплейсе» станет лишь дополнительным каналом продаж, который приобретет широкую популярность лишь через некоторое время. Этот проект мог бы развиваться быстрее в случае реализации на базе контролируемого Центробанком Сбербанка РФ. Сбербанк уже движется в данном направлении, развивая вокруг себя так называемую «экосистему». Однако «Маркетплейс» задуман как общенациональный проект, стимулирующий конкуренцию между большим количеством участников. По этой причине он будет вынужден с некоторым опозданием занимать свою долю на бурно развивающемся поле дистанционных продаж финансовых продуктов.
обсуждение