При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Великобритания стала единственной страной в Западной Европе с двузначной инфляцией, зафиксированной в марте. Опубликованные официальные данные могут спровоцировать Банк Англии снова повысить процентные ставки в мае.
Инфляция потребительских цен (ИПЦ) снизилась до годового уровня 10,1%, сообщило Управление национальной статистики (ONS), по сравнению с 10,4% в феврале. Это намного выше уровня 9,8% в прогнозе экономистов, опрошенных агентством Рейтер, и больше 9,2%, которые ожидал Банк Англии.
Инфляция, которая в октябре достигла 41-летнего максимума в 11,1%, продолжила снижать покупательную способность трудящихся, чья заработная плата растет более медленными темпами.
Цены на продукты питания и безалкогольные напитки в марте были на 19,1% выше, чем годом ранее, что является самым большим таким ростом с августа 1977 года. По оценке ONS, этот показатель отражает более высокие цены на печенье и пирожные и, в меньшей степени, на шоколад и фрукты. Молоко и сахар сегодня стоят примерно на 40% дороже, чем год назад.
Общий уровень инфляции в Великобритании в настоящее время является самым высоким в Западной Европе и сравним со средним показателем 6,9% в еврозоне и 5,0% в США. В Австрии зафиксирован более высокий уровень инфляции, чем в Великобритании в феврале.
Опубликованные данные подтвердили ожидания того, что Великобритания будет страдать от высокой инфляции дольше, чем другие страны Европы, из-за ее зависимости от природного газа для отопления и электроснабжения, а также из-за структуры государственных субсидий, которая сгладила изменения цен.
Банк Англии также опасается, что высокая инфляция может привести к повышению требований к заработной плате и изменению ценовых стратегий предприятий, усугубляемых постпандемическим сокращением персонала и сложностями в торговле и на рынке труда, вызванными Brexit.
Базовая инфляция, которая исключает волатильность цен на энергоносители и продукты питания, не снизилась, как ожидалось, а осталась на уровне 6,2%. В то время как инфляция на рынке услуг, которую Банк Англии рассматривает как показатель давления на внутренние цены, осталась на уровне 6,6%.
Фунт стерлингов сначала вырос на опубликованных данных, а затем упал, в то время как цены на двух- и пятилетние британские государственные облигации упали до самого низкого уровня с начала марта.
Высокая инфляция является проблемой как для британского правительства, так и для Банка Англии, который в феврале прогнозировал, что к концу года инфляция будет ниже 4%. Премьер-министр Риши Сунак пообещал в начале 2023 года вдвое сократить инфляцию, что потребует ее снижения примерно до 5% к концу года.
«Эти цифры подтверждают, почему мы должны прилагать наши усилия по снижению инфляции, чтобы стало возможным снижать давление на семьи и бизнес», — заявил министр финансов Джереми Хант.
«Мы на пути к этому — по прогнозу OBR (Управление по бюджетной ответственности Великобритании), мы вдвое сократим инфляцию в этом году — и мы продолжим поддерживать людей с помощью поддержки прожиточного минимума в размере в среднем 3300 фунтов стерлингов на семью в год, и последний финансируется за счет налогов на прибыль от энергетики», — говорится в заявлении Ханта.
Инфляция также спровоцировала волну забастовок в государственном секторе. Трудящиеся хотят повышения заработной платы на 35%, чтобы компенсировать более чем десятилетний провал по размеру заработной платы, которая не поспевает за их уровнем инфляции.
На прошлой неделе Международный валютный фонд прогнозировал, что инфляция в Британии в этом году составит в среднем 6,8% — это самый высокий показатель среди всех крупных стран с развитой экономикой, хотя и ненамного выше прогнозируемого уровня в 6,2% для Германии.
Индекс потребительских цен в Великобритании регулярно удивлял ростом, хотя Банк Англии и большинство экономистов по-прежнему уверены, что регулятор начнет резко падать с текущего квартала, поскольку прошлогодний значительный рост цен на энергоносители выпадает из ежегодных сравнений.
«Оптовые цены на газ упали на 60% по сравнению с прошлым годом, а цена на нефть снизилась на 30%, что должно привести к дальнейшему замедлению инфляции в ближайшие месяцы», — отмечает Яэль Селфин, главный экономист KPMG UK.
Из-за снижения цен на нефть в марте снизилась инфляция цен производителей, которая измеряет изменения в ценах, взимаемых и уплачиваемых производителями, и часто приводит к изменениям в ИПЦ.
Цены на продукцию производителей выросли на наименьшую величину с октября 2021 года, увеличившись на 8,7% в годовом исчислении после роста на 11,9% в феврале, а затраты на сырье выросли на 7,6%, что является наименьшим ростом с марта 2021 года.
«В то время как базовая инфляция, вероятно, окажется постоянной, давление на потребительский спрос из-за роста налогов и отложенное влияние повышения процентных ставок должны привести к ее устойчивому снижению к осени», — полагает Сурен Тиру, экономический директор ICAEW (Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса).
Стратег по глобальным рынкам JPMorgan Asset Management Хью Гимбер считает, что, хотя общая инфляция снова движется в правильном направлении, центральный банк «все еще далек от того, чтобы чувствовать себя комфортно, когда ценовое давление находится под контролем».
«Вчерашние данные по рынку труда наглядно продемонстрировали, как узкие рынки труда способствуют сильному росту заработной платы. Влияние на сегодняшнюю инфляционную отметку было очевидным, учитывая силу секторов услуг, чувствительных к заработной плате», — сказал Гимбер.
«Для Банка Англии, хотя есть намеки на ослабление напряженности на рынке труда, особенно в связи с продолжающимся падением вакансий, в целом рынок труда остается напряженным», — указывает Виктория Кларк, главный экономист Santander CIB в Великобритании.
«Последний отчет не дает уверенности в том, что MPC, вероятно, ожидает, что рост заработной платы замедлится до уровня, соответствующего целевому уровню инфляции Банка Англии», — добавляет она.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение