При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономический спад, вызванный пандемией COVID-19, продолжает оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу спустя почти год после начала кризиса, и ни одна страна не смогла избежать негативных последствий, говорится в специальном выпуске доклада о глобальной конкурентоспособности, подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ); эксперты организации также пришли к выводу, что Россия слабо подготовлена к восстановлению после "ковидного" кризиса.
Государства с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками жителей, мощной системой социальной защиты и предыдущим опытом борьбы с эпидемиями лучше справляются с последствиями пандемии, отмечается в докладе, подготовленном ВЭФ при поддержке Евразийского института конкурентоспособности и компании Strategy Partners.
Очередной ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности стран в этом году не составлялся в связи с исключительными мерами по борьбе с кризисом, которые принимаются государствами по всему миру. Вместо этого ВЭФ решил рассмотреть вопрос, как выход из кризиса, вызванного COVID-19, может способствовать выстраиванию продуктивных, устойчивых и инклюзивных экономических систем.
"ВЭФ многие годы призывает государственных деятелей сфокусироваться на долгосрочном процветании, а не только на краткосрочном экономическом росте. В этом докладе четко обозначены приоритетные задачи по повышению производительности, устойчивости и инклюзивности экономики по мере выхода из кризиса. Ставки "за" трансформацию наших экономических систем сегодня просто небывалые, выше уже некуда", - заявил основатель и исполнительный председатель ВЭФ Клаус Шваб.
В специальном выпуске доклада анализируется ситуация лишь в 37 странах мира, а также 11 приоритетных направлений экономической трансформации. В условном рейтинге готовности экономики к посткризисному развитию Россия заняла бы 28-29-е место из 37 возможных.
"Обобщенная оценка стартовых позиций России составляет 50,4 балла из 100 максимально возможных - это больше, чем у Индии, а также у некоторых латиноамериканских (Аргентина, Мексика), восточноевропейских (Польша, Венгрия, Словакия) и средиземноморских стран (Греция, Турция), но значительно меньше по сравнению со странами G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) или с Китаем", - говорит Алексей Праздничных, координатор программы ВЭФ по конкурентоспособности стран в России, партнер Strategy Partners и исполнительный директор Евразийского института конкурентоспособности.
"Скорее стоит рассматривать эти оценки как стартовые позиции на пути преобразований и восстановления экономики. России предстоит не просто пережить пандемию и снижение экономической активности, но и адаптироваться к новым вызовам, с которыми сегодня сталкиваются страны, включая ускорение цифровой трансформации и конкуренцию за рынки будущего. Было бы важно учесть обсуждаемые в отчете факторы посткризисного восстановления и последующего ускорения экономического роста для реализации экономической и социальной повестки", - отмечает эксперт.
Оценка позиций России в докладе ВЭФ
Оценка позициям России в докладе была дана по 9 из 11 направлений, и относительно позитивную оценку страна получила лишь по трем направлениям. Во-первых, по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами рынок труда в России одновременно сравнительно гибкий и вместе с тем предоставляет работникам определенную социальную защиту. Поэтому по направлению "Регулирование рынка труда и организация системы социального обеспечения" Россия занимает 12-ю позицию из 37 стран.
Также Россия получила относительно высокие оценки (20-е место из 37 возможных) в сфере подхода к налогообложению и в сегменте внедрения в бизнесе принципов многообразия, справедливости и инклюзивности в целях повышения творческого потенциала сотрудников - (20-21-е место из 37 возможных).
В то же время по трем направлениям позиции РФ являются крайне слабыми - она занимает по ним последнее место в рейтинге 37 стран.
Во-первых, России удается хуже, чем другим странам, обеспечить повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счет добросовестного предоставления услуг для граждан страны. Во-вторых, РФ меньше прочих стран рейтинга готова модернизировать инфраструктуру в целях ускоренной трансформации в энергетике, а также расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям.
В-третьих, в России больше, чем в других странах, нужно актуализировать принципы защиты конкуренции и антимонопольное регулирование, с учетом требований четвертой промышленной революции, обеспечивая доступ к рынкам как на национальном, так и на международном уровне.
В нижней части рейтинга (28/37) также позиции России по направлению, требующему обновить содержание образовательных программ и увеличить инвестиции в развитие навыков, которые являются ключевыми для будущих рабочих мест и рынков "завтрашнего дня". Также относительно неблагоприятная на данный момент для РФ ситуация (29/37) сложилась по направлению, касающемуся стимулирования увеличения финансовых вложений в долгосрочные инвестиции, в достижение и укрепление устойчивости и инклюзивности.
Стимулировать и расширять долгосрочные инвестиции в исследования, инновации и изобретения, которые могут создать новые "рынки завтрашнего дня" России также удается плохо - страна занимает 27-е место в рейтинге по этому направлению.
Ни одна из 37 стран не готова к восстановлению на 100%
Как отмечается в отчете ВЭФ, ни одна из 37 стран не готова к восстановлению и экономическим преобразованиям на 100%, однако некоторые государства находятся в более выгодном положении.
По оценкам, приведенным в докладе, 10%-ное повышение показателей готовности может привести к увеличению ВВП этих 37 стран вместе взятых на $300 млрд.
"Страны с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками были более успешными в поддержании экономического роста в период дистанционной работы. В частности, хорошие результаты показали Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Эстония и США", - отмечается в докладе ВЭФ.
"Государства с надежными системами социальной поддержки в период кризиса, такие как Дания, Финляндия, Норвегия, Австрия, Люксембург и Швейцария, были хорошо подготовлены к оказанию необходимой помощи тем, кто не смог продолжить работу. Аналогичным образом, страны с развитым финансовым сектором, такие как Финляндия, США, ОАЭ и Сингапур, смогли с большей легкостью обеспечить предоставление заемных средств малому и среднему бизнесу и предотвратить массовые банкротства", - говорится в докладе.
Страны, которые смогли успешно спланировать и скоординировать действия в сфере здравоохранения, налоговой и социальной политики, добились сравнительно больших успехов в смягчении последствий кризиса. Среди них Сингапур, Швейцария, Люксембург, Австрия и ОАЭ, отмечают эксперты ВЭФ.
Отдельные примеры показывают, что государства, ранее уже сталкивавшиеся с эпидемией коронавируса (такой как SARS - атипичная пневмония), располагали более совершенными планами действий на случай подобного кризиса, протоколами лечения и технологическими системами (например, Корея и Сингапур) и смогли сдерживать эпидемию более успешно, чем другие страны.
Россия занимала 43-е место среди 141 страны в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ в 2019 году.
обсуждение