Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Все банки в одном месте

Скоро Центробанк обещает представить широкой публике «пилот» финансового супермаркета. По сей день к нему есть масса вопросов. Финансисты смотрят на него кто с надеждой, кто с опаской. В любом случае этот проект уже привел к созданию двух прорывных платформ для финансовых услуг — системы удаленной биометрической идентификации и регистратора удаленных финансовых транзакций.

Новые технологии перестраивают под себя многие традиционные сферы бизнеса, прежде всего торговлю товарами и услугами. Объемы интернет-торговли за последние 10 лет выросли кратно, породив таких гигантов, как Amazon. Развились принципиально новые направления бизнеса — маркеплейсы и кросс-торговля. Финансовый мир старается не отставать от трендов, постоянно наращивая свою диджитализацию. Рынок финансовых технологий вырос в отдельную отрасль и во многом стал определять облик финансовых рынков.

Второй тренд — это стремление банков и финансовых компаний к созданию экосистем, где потребителю предлагается не только, а иногда уже и не столько, классические банковские услуги (депозиты и кредиты), а полный пакет связанных финансовых инструментов (страховки, инвестиционные счета и т.д.). Считается, что первым в мире открыл финансовый супермаркет Citibank. С той поры этот путь прошли многие крупные мировые банки.

Не осталась в стороне и Россия. Появились финансовые маркетплейсы как в банковской среде, так и у брокеров. Свои маркетплейсы уже открыли Сбербанк, Альфа-Банк, банк «Хоум Кредит», Тинькофф Банк, Банк «Восточный» и другие. Создаются и специализированные площадки, не привязанные к банкам — «Банки.ру», «Сравни.ру» и другие. Дошло до того, что российские депозитарии обсуждали создание собственного маркетплейса.

Появление проекта финансового супермаркета Центробанка стало логичным следствием этого тренда. То, что сегодня называют финансовым маркетплейсом, фактически является агрегатором информации о финансовых услугах, позволяющим потребителям быстро сравнить ставки по депозитам, условия кредитования и страхования. Они генерируют трафик и перенаправляют клиента на сайты банков, брокерских и страховых компаний, где клиент уже оформляет интересующую его сделку. В проекте, который курирует Центробанк, клиент сможет оформить сделку сразу на витрине агрегатора. Считается, что такое сокращение итерации увеличит клиентскую базу примерно на треть. Такую оценку дает директор по развитию бизнеса «Банки.ру» Роман Халанский. «Сейчас на нашем сайте клиенты оставляют более 100 тыс. заявок на различные финансовые продукты. Сервис, который позволит открывать вклады прямо на сайте “Банки.ру”, будет с радостью воспринят нашими клиентами. В настоящее время доезжают до банка порядка 75–80% клиентов, оставивших заявку на вклад на сайте “Банки.ру”, а мы хотим, чтобы с помощью сервиса “Маркетплейс” доля таких клиентов возросла до 100%», — заявил он, выступая на форуме FinWin 2018.

Для примера, открытие банковского вклада для клиента должно будет выглядеть примерно так. Зайдя на витрину-агрегатор, он должен будет пройти аутентификацию через сервис «Госуслуги». После выбора депозита его решение передается на платформу (сейчас — Московская биржа), которая отвечает за связь между витриной и банками. Банки совершают действия по открытию вклада и передают информацию в Национальный расчетный депозитарий (НРД). НРД подтверждает, что вклад открыт, передает информацию на площадку, та, в свою очередь, передает информацию витрине, и она выдает клиенту подтверждение услуги.

Для соблюдения норм антиотмывочного законодательства банки при принятии нового клиента на обслуживание обязаны соблюдать ряд процедур. Сейчас они требуют или личного присутствия клиента в офисе банка, или выезда финансового представителя. Чтобы убрать это препятствие, Центробанк и Минкомсвязи разработали проект удаленной биометрической идентификации.

С 1 июля 2018 года банки могут принять клиента на обслуживание на расстоянии при условии прохождения гражданином удаленной идентификации посредством биометрии. «В рамках удаленной идентификации банк получает данные от ЕСИА и ЕБС (единая биометрическая система), после чего проводится определение степени схожести ранее сданных образцов биометрии с теми, которые гражданин сдал в момент прохождения удаленной идентификации. Если степень схожести образцов 99,96% и выше, банк получает от ЕСИА данные по клиенту (паспортные данные, ФИО, номер мобильного телефона, СНИЛС, место проживания). На основании этой информации банк проводит проверки на соблюдение “антиотмывочного” законодательства, и? если гражданин их проходит, то становится клиентом банка; соответственно идти лично в банковский офис либо ждать представителя/курьера кредитной организации не надо», — поясняет заместитель председателя правления Совкомбанка Алексей Панферов.

После этой процедуры клиент сможет удаленно получать финансовые услуги во всех банках, в которых установлена система верификации клиентов по биометрическим данным (на данный момент их чуть больше 10).

Несомненно, применение ЕБС будет много более широким, чем сфера финансовых услуг. «Биометрические технологии — это не только история взаимодействия с банками. Это упрощение доступа к целому пласту услуг, имеющих первостепенное значение для граждан», — считает Алексей Панферов. Таким образом, эта история, хотя и привязана к маркетплесу и начинается с банков, будет использоваться более широко вне зависимости от успеха проекта «Маркетплейс».

По замыслу, к ЕБС должны быть подключены все кредитные организации, но сроки этого события расходятся со сроками запуска маркетплейса. В этой связи рассматриваются иные варианты сбора идентификационных данных. Для этого предлагается привлечь салоны связи, отделения Почты России и курьерские службы.

«База ЕБС к февралю 2019 года (дата промышленного запуска маркетплейса, — Ред.) будет еще пустая. Но пока она будет наполняться, необходимо обслуживать клиентов», — отмечает руководитель сервиса Fins.money Владимир Шабасон. Кроме того, для применения удаленной идентификации с использованием биометрии на маретплейсе в Закон «О банках и банковской деятельности» и антиотмывочное законодательство должны быть внесены соответствующие поправки.

Поэтому участники маркетплейса обсуждают возможность использования физических точек банковского присутствия, вероятную организацию выезда представителей платформы для съема биометрического шаблона и иные варианты. Для идентификации планируется собирать с потенциальных клиентов ИНН, СНИЛС, данные о месте фактического проживания, месте работы, рабочий номер телефона, данные загранпаспорта.

Еще одной проблемой на пути осуществления проекта стала необходимость соответствия регуляторным нормам в части регистрации транзакций. В результате Центробанк озаботился созданием Регистратора финансовых транзакций, который будет по всем правилам регистрировать совершенные на маркетплейсе сделки и обмениваться необходимыми данными с Агентством по страхованию вкладов и Федеральной налоговой службой.

Несмотря на частое использование в прессе наименования «финансовый маркетплейс ЦБ», проект частный. Центробанк только координирует работу и обеспечивают регуляторную базу, что постоянно подчеркивает в своих выступлениях и интервью непосредственный куратор проекта, директор департамента развития финансовых рынков Центрального банка России Елена Чайковская. «В этом проекте нет денег ЦБ, мы в него не инвестируем. Это платформа, которая создается рынком. Задача ЦБ — сделать регулирование, которое позволит таким каналам продаж работать: посмотреть, какие бизнес-модели есть, что им мешает работать, сделать так, чтобы они работали, установить правила игры», — заявляет она.

Как следует из интервью Сергея Швецова, к ЦБ с идей создания маркетплейса обратились НП РТС и Московская биржа. Предложение последней и было взято за основу. Сам же Центробанк обеспечивает регуляторный контроль и в целом курирует проект. Понятно, что позиционирование маркетплейса через ЦБ — маркетинговый ход для придания новой площадке более высокого статуса и намека на покровительство государства. Теоретически это должно придать проекту солидности и авторитета. Считается, если клиенты будут думать, что за проектом стоит государство, это вызовет больше доверия.

Еще одна сфера приложения усилий Центробанка — переработка действующего законодательства под новый инструмент покупки финансовых услуг. Всего для полноценной работы маркетплейса нужно внести поправки в двадцать федеральных законов. Планируется, что этот пакет поправок будет принят Государственной думой в самом начале осенней сессии.

На данный момент в проекте участвуют одна платформа (Московская биржа), один регистратор (Национальный расчетный депозитарий), два агрегатора («Банки.ру» и Fins) и пять банков (РОСБАНК, «АК БАРС», «Зенит», Совкомбанк и «Центр-инвест»). Разработчики говорят, что архитектура проекта позволяет расширять число участников до бесконечности.

Поддерживают проект также Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Ассоциация банков «Россия». Через их сайты, как и через сайт Центробанка, можно подать заявку на участие в проекте.

Старт проекта начнется с продаж банковских депозитов. В дальнейшем продуктовая линейка будет расширяться, но никто пока не может сказать, что в нее точно войдет. Если ориентироваться на презентации Центробанка, то вторые в очереди — облигации, а в дальнейшем — полисы ОСАГО, кредиты, ипотека, сберегательные сертификаты, структурные продукты и индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Ранее Минфин предложил продавать населению через маркетлплейс государственные облигации, а в июле 2018 года РИА Новости сообщило, что Центробанк рассматривает вариант включения в маркетплейс кредитования физлиц физлицами.

Потенциал данного проекта теоретически большой. Уже сейчас почти половина жителей России (48%) имеет опыт интернет-покупок. Часто совершают покупки в Интернете 28% населения. Несомненно, возможность удобной покупки финансовых услуг будет весьма привлекательной.

Плюсы для участников проекта лежат на поверхности. Это прежде всего расширение клиентской базы, снижение значения географического фактора и экономия на филиальной и агентской сетях. Минусы также ясны — размывание брендов, жесткая ценовая конкуренция.

Если говорить о потребителях инвестиционных услуг, то в части продажи брокерских и инвестиционных продуктов вряд ли маркетплейс ЦБ будет привлекательным для тех 200–300 тыс. квалифицированных инвесторов, которые уже действуют на рынке. Речь скорее идет о привлечении новых неквалифицированных инвесторов за счет простоты и удобства. Этот рынок может достичь 7 млн человек (оценка «Форбс») — приличный «кусок пирога», который будет интересен многим компаниям.

Однако эти радужные перспективы убеждают далеко не всех участников финансового рынка. Многие предпочитают осторожно отзываться о перспективах проекта. Прежде всего скептики указывают на не до конца ясные контуры технической архитектуры. «Много проблем и технологического характера. Остаются вопросы к депозитариям и регистратору финансовых транзакций. Прописанной архитектуры ЦБ так и не представил. Не исключено, что в процессе она будет переосмыслена. Остаются вопросы гарантирования и сохранности капитала. Пока мы видим только вопрос создания маркетплейса с непонятными вопросами интеграции и расчетов», — говорит заместитель генерального директора «Финам» Ярослав Кабаков.

Во вторую очередь смущает полная неопределенность с продуктовой линейкой. «Банковские депозиты — это весьма стандартизированный продукт. В финансовой индустрии фондового рынка каждая стратегия имеет свои характеристики. Не факт, что они уложатся в площадку для стандартизированных продуктов, — отмечает Ярослав Кабаков. — Можно просто “выкатить” покупку/продажу акций, где брокеры будут соревноваться за меньшую комиссию. Вряд ли это будет привлекательным для многих. Нас, как и наших коллег по рынку, гораздо больше бы заинтересовала возможность представить уникальные стратегии».

Малые банки в этой истории могут стать лицом страдательным. Не все смогут соответствовать технически. Тот же Роман Халанский отмечает, что «выиграют в этой истории банки с хорошим уровнем IT, которые смогут оперативно и без ошибок провести интеграцию с Мосбиржей».

В витринах-агрегаторах планируется активно использовать чат-боты и технологию робэдвайзинга, которая на глазах превращается из премиального продукта в массовый. Но и тут не все просто. «Робэдвайзинг перспективен. Но исследования на примере американского рынка показывают, что окупаем он исключительно для крупных игроков», — отмечает Ярослав Кабаков.

Остаются проблемы и с привлечением трафика. «Если все же проводить интеграцию, то возникает вопрос: кто будет собирать аудиторию? — говорит Я. Кабаков. — Даже банки трафик покупают, но у них другие категории мышления и стоимость интеграции для них не так высока».

В любом случае даже при успешном преодолении технических барьеров проект маркетплейса не скоро выйдет на полную мощность. Даже в финансово и технически продвинутой Германии доля сделок на местных финансовых маркетплейсах составляет около 5%. Предстоит долгий путь популяризации как самого маркетплейса, так и системы удаленной биометрической идентификации.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
- -
3654
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)