При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О системе профессиональных стандартов и ее перспективах в России рассказывает исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка Александр Мурычев.
- Александр Васильевич, насколько сегодня важна система профессиональных стандартов и как далеко мы продвинулись в ее построении?
- Как подсказывает нынешняя экономическая жизнь, тема профстандартов очень актуальна. Как председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) могу сказать, что нам необходимо определить круг компетенций того иного профиля работы, той или иной профессии. Не случайно мы начали с формирования справочника профессий, в который вошло порядка 1700 наименований. Отталкиваясь от справочника, мы начали работу по формированию самих профессиональных стандартов. Если придерживаться более близкой для меня финансовой сферы, нужно подчеркнуть, что сейчас появляется много новых профессий, новых специализаций. Поэтому необходимо постоянно вести мониторинг, оценивать востребованность тех или иных профессий и на этой основе вносить предложения по разработке профстандартов.
Сама по себе разработка профстандартов это определение характеристик компетенций того или иного работника в различных отраслях экономики. Поэтому очень важна дальнейшая работа по имплементации этих требований в государственные образовательные стандарты. Ведь важно то, чему обучают в высших и средних учебных заведениях, курсах повышения квалификации. На основе каких квалификационных требований идет формирование учебных программ и как вообще готовятся специалисты разного уровня.
Наша задача, как профильных отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций и Национального совета, возглавляемого президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным, как раз вычленить, выделить те требования, которые предъявляют работодатели и характеристику компетенций по тем или иным специальностям. В дальнейшем, через аккредитацию образовательных стандартов эти требования будут имплементированы в образовательный процесс.
Работа идет активно. В целом, если брать по Национальной системе квалификаций, уже разработано свыше 800 профстандартов на уровне различных профильных советов. На уровне нашего СПКФР разработано несколько десятков стандартов. В этом году предстоит работа над 14 профстандартами.
В этой связи предстоящая международная конференция – это первая подобная встреча, на которой мы постараемся обсудить как текущие моменты, злободневные вызовы, так и оценить опыт и практику, сложившиеся за последние два года, когда мы вошли в активную фазу строительства Национальной рамки квалификаций.
- Насколько сегодня велик разрыв между фундаментальным образованием и необходимыми профессиональными компетенциями и навыками, требуемыми работодателями, если говорить о финансовом рынке?
- Профессиональные квалификации в финансовой сфере очень востребованы, поскольку в ней, как правило, работают очень подготовленные специалисты. То есть, нельзя сказать, что мы начинаем эту работу с ноля. Тем не менее, действительно, есть разрыв между преподаванием и компетенциями и требованиями, предъявляемыми текущим моментом, рынком и работодателями.
Как раз задача СПКФР и состоит в том, чтобы сформировать такие требования к профстандартам специалистов, которые бы отвечали, прежде всего, запросам собственников, акционеров тех или иных учреждений. Например, у нас в стране не было профстандартов по таким, скажем, профессиям, как специалист по платежным системам, кредитованию, лизинговым или факторинговым операциям, страховой деятельности и так далее. То есть, характеристики, которые будут заложены в разрабатываемый профстандарт, могут быть использованы работодателем при найме на работу, при аттестации.
Я думаю, что профстандарт не будет обязательным для рынка, но, при любых условиях, работодатель будет учитывать эти требования. Тем более что опыт показывает, что они будут только возрастать.
Поэтому хотя разрыв и существует, я считаю, что он будет сокращаться по мере развития самой национальной программы квалификаций. Мы еще только в начале пути.
- Как бы вы оценили роль государства в системе разработки и внедрения профстандартов?
- Государство играет в этом процессе ключевую роль. Во-первых, оно разрабатывает необходимую нормативную базу. Есть указ президента, есть постановление правительства, есть поправки в Трудовой кодекс, идет рассмотрение проекта закона о центрах оценки квалификации и так далее. Важно, что эта работа идет с учетом рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям.
Во-вторых, создав все эти нормативные условия, в том числе, по линии Министерства образования и Министерства труда, государство участвует в процедуре согласования профстандартов. То есть, отраслевой совет разрабатывает профстандарт, Национальный совет его согласовывает, а затем идет процедура согласования с профильными министерствами и ведомствами (в случае нашего совета это Министерство финансов и Банк России). После этого профстандарт передается в Минтруд для его окончательного утверждения. Поэтому государство играет роль регулятора, контролирующего органа.
- В чем заключаются основные «болевые точки», проблемные места создания системы профстандартов?
- Основная проблема в том, что тема профстандартов пока не получила широкого распространения. Еще далеко не все институты в стране, бизнес-структуры понимают необходимость вовлекаться в эти программы. Необходимо, чтобы росла востребованность, число участников, приобщенных к этой теме. То есть, требуется популяризация этой важной задачи. Поэтому такого уровня площадки, как международные конференции, должны способствовать разъяснению, пропаганде этой важной инициативы, обобщению опыта, приглашению ведущих экспертов. Это касается всей страны, всех сегментов рынка, всех специалистов, работающих даже на низших должностях. Например, принято решение создать временный совет по офисным работникам: помощникам, референтам руководителя.
Вторая проблема заключается в том, что практически вся эта работа идет на общественных началах. Где-то государство предоставляет небольшой бюджет на эту очень многоплановую экспертную работу, но этих средств явно не хватает. Поэтому, например, в рамках нашего СПКФР, ставка сделана на самофинансирование. То есть, мы полагаемся на бюджетирование со стороны тех наших партнеров, которые выдвигают идеи по разработке или актуализации требуемых профстандартов.
В остальном, есть инициативные люди, институты, объединения участников финансового рынка, которые благодаря собственным усилиям, энергетике, возможностям (в том числе, финансовым), вносят свой вклад в строительство этой важной программы по созданию Национальной рамки квалификаций.
обсуждение