При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
За последние годы сегмент микрофинансирования претерпел серьезные системные изменения, связаные как с макроэкономической ситуацией, так и с регуляторным воздействием со стороны государства, формированием правовой базы в этой сфере. О том, как сложился 2017 год для рынка МФО, портал Finversia.ru побеседовал с Андреем Бахваловым, главным исполнительным директором компании «Домашние деньги».
- Андрей, охарактеризуйте, пожалуйста, в нескольких словах, как сложился 2017 год для рынка микрофинансирования в целом? Удачным он был или нет, простым или сложным? Насколько за этот год сегмент приблизился к своей зрелости?
- Год был интересным и ярким на события. Пожалуй, самым важным для рынка стало разделение его на микрофинансовые и микрокредитные компании (МФК и МКК). Статус МФК получили только крупные компании, подтвердившие наличие капитала не менее 70 млн рублей, и, как следствие, возможность привлекать средства от физических или юридических лиц. По итогам года среди таких оказалось не более 60 компаний, то есть 2,5% от общего количества МФО. Мы, кстати, стали одними из первых в стране, кто получил от регулятора статус микрофинансовой компании. С уверенностью можно сказать, что микрофинансовые организации стали полноценными участниками всего финансового процесса страны. Кроме того, в этом году рынок стал более привлекательным с точки зрения инвестиций. За год количество инвесторов-физических лиц, вкладывающих средства в продукты, которые предлагают МФО, выросло в среднем на 20%. А в некоторых регионах темпы прироста достигают 40%. При этом все чаще премиальные клиенты банков (с чеком выше 10 млн. рублей) рассматривают крупные МФО в качестве инструмента для приумножения своего капитала.
- По каким ключевым факторам вы оцениваете результаты?
- Для наглядности обратимся к цифрам. По предварительным прогнозам, по итогам 2017 года совокупный объем портфеля микрозаймов достигнет порядка 242 млрд рублей (включая МФО, кредитные кооперативы и ломбарды), рост за годовой период – 30%. При этом на микрозаймы сегодня приходится более 50% от общего объема рынка. Стоит отметить, что несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию в стране, на протяжении всего кризисного периода рынок МФО показывает уверенный прирост в отличие от рынка банковского кредитования (последний по итогам года вырастет на 12-15% против снижения на 5% в 2016 году). То есть это наглядно демонстрирует, что наш рынок является перспективным и быстрорастущим.
- В скором времени может быть принят закон о финансовом уполномоченном, который на первом этапе затронет интересы как раз микрофинансовых организций (заодно с автострахованием). Что вы ждете от этого закона, что может измениться для вас?
- Действительно, время от времени идут активные обсуждения данного законопроекта, но на текущий момент он нуждается в поправках для соблюдения интересов всех сторон. Важен вопрос очередности присоединения участников рынка к институту финансового уполномоченного. Изначально вся структура создавалась для урегулирования споров физических лиц с банками. На текущий момент планируется присоединить сначала МФО, а банки только лишь в 2021 году. В этом решении была бы логика в том случае, если количество жалоб на МФО в разы превышало претензии к банкам, однако статистика свидетельствует о том, что на микрофинансовый рынок приходится лишь 5% от общего количества жалоб, и данный показатель имеет тенденцию к снижению.
- Как в течение прошлого года обстояла ситуация с платежеспособностью заемщиков?
- Доля заемщиков, обсуживающих займы без выхода на просрочку, достигла в 2017 года своего рекордного значения. За пять лет платежная дисциплина клиентов МФО выросла на 75%. Кроме того, снизилась доля заемщиков, которые допускают технические просрочки (1-3 дня), что свидетельствует о росте ответственности перед кредитором – за годовой период она снизилась на 17,9%, за пять лет – на 41%.
Эта тенденция по улучшению платежеспособности клиентов, на мой взгляд, связана с целым рядом причин. Но основная причина в том, что заемщики стали более финансово грамотными и прекрасно понимают, что долг им придется вернуть. Многие из них не в первый раз обращаются в финансовые организации за необходимой ссудой и научились планировать свой бюджет. Так, например, доля повторных клиентов МФО на текущий момент составляет порядка 50% против 35% на аналогичный период прошлого года. И по нашим прогнозам, эта доля будет постоянно увеличиваться – каждый второй из погасивших первый или повторный займ, обращается за следующим. Кроме того, важно отметить, что данная тенденция стала возможной благодаря более качественному скорингу заемщика со стороны микрофинансовых организаций.
- Что вы подразумеваете под качественным скорингом?
- МФО является высокотехнологичным сектором, поэтому крупные компании используют самые передовые методы оценки заемщика. Например, процент одобрения по первичным заявкам в компании с хорошо развитой скоринговой системой составляет порядка 20%. Процент одобрения вторичных (то есть тех, кто обратился повторно) – 60%. Для скоринга используются все передовые технологии банковского сектора, адаптированные под более рисковый сегмент заемщиков. Процесс одобрения займа учитывает бизнес-модель, в которой визуальный скоринг играет важную роль. Заявитель может получить отказ при подозрении на мошенничество, при несоответствии возраста (мы выдаем займы только гражданам РФ в возрасте от 18 до 70 лет). Мы смотрим и на кредитную историю, хотя этот фактор не является основным. Более того, клиент с плохой кредитной историей или не имеющий таковой, получив у нас заем, может ее соответственно улучшить или приобрести.
- Немного подробнее про визуальный скоринг…
- Несмотря на свою простоту, он позволяет достичь высоких результатов в оценке клиента. Например, когда агент выезжает по месту жительства потенциального заемщика. В ходе визуального скоринга он оценивает состояние жилья, как человек ориентируется в районе проживания, насколько естественно ведет себя в квартире и т. д. Подобный метод позволяет избежать ситуации, когда заемщик снял недвижимость на пару дней для того, чтобы, получив заем, «исчезнуть» из поля зрения кредитора. Например, найти ножницы по просьбе агента смогли лишь 87% потенциальных клиентов, у остальных этот вопрос вызвал затруднение. Отсутствие зубных щеток в квартире было замечено у 12%. Вопрос о соседях вызывает затруднение у 15%. И так далее. Как показала практика, разные неожиданные бытовые вопросы помогают повысить эффективность скоринга и, как следствие, снизить долю дефолтных платежей в среднем на 5%.
Благодаря визуальному скорингу МФО удается пресечь оформление мошеннических займов. Каждый месяц анкета визуального скоринга обновляется и дополняется вопросами. Визуальный скоринг имеет высокую значимость для скоринговых моделей и является одним из важнейших элементов системы принятия решений.
- Что вы ждете от 2018 года? Может быть, нужны какие-то изменения в законодательстве? Как вы оцениваете активность профессионального лобби на микрофинансовом рынке?
- Он для рынка будет непростым. Регулятор в лице Банка России продолжит политику по ужесточению деятельности МФО. Однако, к счастью, на деятельность крупных компаний, лидеров в своих сегментах, это существенным образом не отразится. Мы ожидаем, что ЦБ продолжит «отчистку» рынка от недобросовестных игроков. Так, например, если по итогам года в реестре находится порядка 2,29 тыс. МФО, то в 2018 году их будет уже не более 1,5 тыс. Это совершенно нормальное рыночное явление и продолжаться оно будет до тех пор, пока на рынке не останется 150-200 крупных игроков. На мой взгляд, от подобной консолидации рынок МФО только выиграет – станет прозрачным, что дополнительно положительно повлияет и на заемщиков, и на инвесторов.
Говоря о планах на будущий год, обязательно стоит сказать и об общих рыночных тенденциях. Так МФО наравне с банками активно осваивают (и будут продолжать это делать) новые технологии. Наиболее интересной и перспективной сейчас является система ФГИС ЕСИА. Так, например, МФО «Домашние деньги онлайн» в июне текущего года успешно внедрила в работу систему ЕСИА, которая позволила повысить точность скоринговых оценок и увеличить процент одобрения на 30%. Кроме того, был ускорен процесс оформления займа в среднем в два раза при использовании ФГИС ЕСИА. На данный момент в системе зарегистрированы порядка 40% заемщиков, однако к 2020 году этот показатель достигнет уже 95%.
Кроме того, МФО стали активно осваивать чат-боты. Компании, работающие в сегменте онлайн кредитования, активно начали внедрять их в свою работу или серьезно задумываются о данной перспективе. Однако данный инструмент представляется интересным только тем, кто выдает займы через Интернет без использования прямого контакта с клиентом. Например, бизнес-модель компании «Домашние деньги» построена таким образом, что все займы выдаются непосредственно на дому. Мы все же делаем фокус на личном контакте. Это позволяет практически с полной достоверностью оценивать платежеспособность клиентов.
Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги»
В 1999 году окончил Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Прикладная математика».
В 2002-2009 годах работал в компании «Бизнес-аналитика», где прошел путь от руководителя проекта маркетинговых исследований до директора по развитию бизнеса.
В 2009 году — директор по продажам «Гольфстрим охранные системы».
С 2010 года — главный исполнительный директор компании «Домашние деньги».
обсуждение