При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Адвокат адвокатского бюро «А-ПРО» Дмитрий Кириллов поговорил с порталом Finversia.ru о том, ждёт ли россиян тотальный налоговый контроль за банковскими счетами, какие переводы физических лиц всегда будут «вне подозрения», и может ли быть полезна прогрессивная шкала НДФЛ.
- По интернету прокатилась волна паники, связанная с тем, что налоговые органы якобы получат полный доступ к сведениям о счетах россиян, смогут отслеживать все переводы с карты на карту, и штрафовать за «серые» доходы. Затем ФНС несколько снизила градус напряжения, опровергнув эту информацию. Давайте проясним, что на самом деле происходит?
- Возникла определённая медиа-волна. У нас любят тиражировать различные новости, накручивать одну новость на другую, что порождает панику у людей. Ситуация на самом деле обстоит следующим образом: вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются ст. 86, она закрепляет обязанности банков предоставлять информацию по требованию налоговых органов. Эта статья существует очень давно, и в ней уже были закреплены обязанности банков сообщать информацию о платежах и, соответственно, право налоговиков её требовать. Те изменения, которые вступили в силу сейчас, минимально корректируют эти права и обязанности. Налоговики дополнительно получили право запрашивать у банков информацию о металлических счетах граждан в этих банках. Все остальные права и обязанности банков и налоговых органов какими были, такими и остались.
Налоговый орган может запросить для налогового контроля сведения о банковских счетах, банки эти сведения обязаны дать. Это ни в коем случае не означает того, что налоговые органы внезапно этим летом начнут модерировать все переводы, которые граждане совершают друг другу, и облагать налогами эти переводы.
- Но ведь не бывает дыма без огня… Недавно налоговая служба попросила дать ей облегченный доступ к банковским счетам россиян. Чтобы, как полагают эксперты, самостоятельно облагать налогом и штрафом те средства граждан, которые посчитает доходом. Минфин не одобрил инициативу ФНС. И тем не менее, может такое случиться?
- Обсуждения ведутся. Вопрос здесь в чём. Налоговый контроль – он так или иначе осуществляется, это повседневная работа налоговых органов. Задача налоговиков – убедиться, что доходы, которые люди получают, в том числе через свои банковские счета, задекларированы, и с них уплачен налог. Тем не менее, ФНС выпустила в конце июня письмо – то самое опровержение, о котором вы вначале упомянули. Это ответ ФНС на запрос, поступивший извне, где они, ссылаясь на пару статей Налогового кодекса, расставляют всё по местам. Да, осуществляется налоговый контроль, да, проверяются доходы граждан, но при этом необходимо помнить, что между физическими лицами возможно дарение. Суммы, полученные в результате дарения между родственниками, не подлежат налогообложению. Если вы получаете доход на свою банковскую карту, и это те деньги, которые вам подарили, вам не нужно их декларировать и уплачивать с них налог. Однако в том же самом письме ФНС предостерегает граждан, что необходимо этот инструмент использовать осмотрительно. Если вы получаете на свою карточку доходы от предпринимательской деятельности, доходы, которые подлежат налогообложению, налоговый орган оставляет за собой право это контролировать и требовать уплатить налог.
- Если я дарю кому-то деньги или перевожу коллеге некую сумму за обед, нужно ли сопровождать это действие комментарием: «За обед», «В подарок» и т.д.?
- Сам по себе комментарий «назначение платежа», если только это не доход от предпринимательской деятельности, не плата за работу - не обязателен. Если вдруг у налогового органа возникнут вопросы (то есть всё-таки дойдёт до того, что они проверят конкретные поступления по конкретному счёту), у них есть право получить пояснение потенциального налогоплательщика о том, что это был за приход. Человек может дать эти пояснения, и вопрос снимется сам собой. Говорить о том, что отсутствие комментария к назначению платежа автоматически вызовет интерес, я бы не стал. Налоговые органы заявляют о том, что дарение презюмируется. То есть, на одну чашу весов они кладут презумпцию того, что эти доходы не налогооблагаемые, на другой чаше весов – другая презумпция, что налогоплательщик у нас добросовестный, и если он всё-таки получил какой-то доход, с которого он должен уплатить налог, он добросовестно его задекларирует и налог уплатит.
- Потенциально, хватит ли ресурсов у ФНС, чтобы отслеживать счета всех граждан РФ или это попросту нереально?
- По моему мнению, нереально. Сам по себе механизм контроля за банковскими счетами – это во многом автоматизированная система, и всех человеческих ресурсов ФНС не хватит на то, чтобы для начала получить у банка на ровном месте, без каких-либо причин, сведения о транзакциях, открыть их, проверить, уточнить назначение платежа и прийти к выводу, что здесь что-то не так, и нужно пристально посмотреть на какой-то перевод. Все эти действия потребуют чудовищных ресурсов, провести всё это вручную невозможно.
- Но, как вы сказали, есть определённая автоматизация. На что она, скажем так, реагирует?
- В первую очередь, на лимит. Как мы знаем, переводы, которые превышают 600 тысяч рублей, автоматически встают на контроль по законодательству о ПОД/ФТ. По всему, что меньше 600 тысяч рублей (могу только предположить, я не знаю точно, какой алгоритм заложен в автоматизированные системы ФНС), возможно, будет исследоваться периодичность платежей, и внимание привлекут повторяющиеся суммы переводов. Если, например, человек получает арендную плату в определённом размере, оговоренном с арендатором, и каждый месяц ему приходят деньги в одинаковом количестве, высока вероятность, что эти суммы встанут на контроль. Если же речь идёт о каких-то отдельных платежах, то, скорее всего, они «проскочат» через фильтр.
- Если предположить, что такая непопулярная мера, как предоставление налоговой службе облегчённого доступа к банковским счетам россиян, всё-таки будет принята, насколько это может повлиять на объём безналичных платежей?
- Объём безналичных платежей – это вещь в себе. Мы некоторое время назад выходили из тени, выводили из тени малый бизнес, например, для того чтобы его по максимуму легализовать, спокойно его декларировать и уплачивать с него налоги. Те, кто ведёт официально, легально и добросовестно свой малый бизнес, используя безналичные методы расчётов, на мой взгляд, не увидят каких-то неудобств. Те, кто до сих пор остаются в тени, получат определённые сложности, потому что к ним будет повышен интерес со стороны налоговых органов, и они рискуют попасть на доначисления налогов, пени, штрафов. В новостях не так давно освещался случай, когда налоговые органы проявили «творческий подход» и в Инстаграме обнаружили некоего частного мастера, который изготавливает кондитерские изделия на заказ. Использовав все инструменты налогового контроля, они доначислили этому человеку подоходный налог. В арсенале у налоговиков целый ряд механизмов, а не только, собственно, налоговый контроль за банковскими счетами.
- В том числе, анализ социальных сетей.
- В том числе, да. Здесь необходимо отметить, что налоговые органы хорошо делают «домашнюю работу» и используют массу методов, чтобы докопаться до истинных доходов налогоплательщика.
- Получается, этот контроль носит какой-то рандомный характер, или мы не можем с уверенностью сказать о том, как он происходит?
- Информационные системы ФНС сейчас являются достаточно серьёзным, продвинутым и технически сложным инструментом, который использует массу алгоритмов и способов анализа денежных потоков. Какие конкретно алгоритмы в этом случае будут применены – говорить сложно. Если говорить о системах контроля за уплатой налога на добавленную стоимость – это весьма продвинутый инструмент, он позволяет отследить массу закономерностей и разрывов в цепочках уплаты НДС. Вполне возможно, то же самое будет и при анализе банковских проводок, и по расчётам физлиц.
- Если я правильно поняла, на данный момент слухи о том, что налоговый контроль примет массовый характер и коснётся каждого, сильно преувеличены?
- Да, вряд ли стоит говорить о том, что начнётся повальный «чёс» по банковским счетам физлиц. Скорее, в зоне риска те люди, которые на самом деле в теневом, партизанском порядке ведут малый бизнес.
- Давайте затронем ещё одну тему. Периодически в средствах массовой информации всплывает тема налогообложения покупок в зарубежных интернет-магазинах, которое, возможно, будет увеличено. Насколько это вероятный сценарий?
- Федеральная таможенная служба и Правительство обсуждают способы дополнительного налогообложения покупок в зарубежных интернет-магазинах. Ассоциация компаний интернет-торговли выходит с рядом инициатив в этом отношении. Речь идёт о том, чтобы увеличить пошлину на товар, покупаемый за рубежом, либо снизить минимальный порог стоимости покупок, к которым применяется пошлина. Обсуждения ведутся последние несколько лет, предлагаются различные формулы, по которым могут вестись расчёты. Я пока не вижу особого единства мнений по этому вопросу. Сейчас, насколько я помню, установлен порог в 1000 евро – все более дорогие покупки облагаются пошлиной. Предлагаются разные варианты – сокращение указанного лимита до 500 евро, 200 евро и, в самых экстремальных вариантах, до 15 евро. Посмотрим, какой будет воля законодателя.
- Принято решение о повышении НДС с 18 до 20%. Экономисты высказались о том, что это повлечёт за собой рост цен гораздо больший, чем на 2%. С юридической точки зрения, насколько быстро эта реформа может быть реализована?
- Рост НДС – очень горячая тема, которая хронологически совпала с чемпионатом мира по футболу (есть даже особые теории заговора по этому поводу). Тем не менее, рынок всколыхнула эта новость. Я согласен с аналитиками в том, что рост цен будет гораздо большим, чем 2%, он будет лавинообразным. Это же, на мой взгляд, несколько усложнит и администрирование самого налога.
- Плюс ко всему, обсуждается повышение НДФЛ. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия этого шага для граждан и для финансового рынка?
- Насколько мне известно, пока нет даже законопроекта о повышении НДФЛ. Есть ряд новостей о том, что на совещаниях в правительстве этот вопрос обсуждался. Это к вопросу о медиа-волне… Источники, на которые ссылаются новостные издания, говорят о противоположных позициях. Одни заявляют о якобы существенной критике такой идеи, другие – о том, что достигнут определённый консенсус по поводу повышения НДФЛ.
Поскольку мы говорим о повышении на два процентных пункта, я бы не назвал его критическим либо катастрофическим. Безусловно, оно в больших объёмах позволит пополнить бюджет. В то же время, для каждого человека в отдельности будет не столь заметным и не приведёт к желанию увести свои доходы в тень. Опять же, те, кто до сих пор предпочитает платить зарплату в конвертах, так и продолжат это делать. Те, кто выплачивает белые заплаты, скорее всего, продолжат поступать таким же образом.
Работники, естественно, не будут счастливы, если вместо 13% с них начнут взимать 15% подоходного налога, и могут завести речь о пропорциональном увеличении зарплаты (чтобы сумма «чистого» дохода оставалась неизменной).
- Отдельно хотелось бы обсудить возможность введения прогрессивного налога на доходы – на мой взгляд, один из самых рациональных сценариев и при этом один из самых маловероятных.
- Вы считаете прогрессивную шкалу рациональной?
- Да. По мнению многих экспертов, такой подход позволил бы гораздо быстрее пополнить бюджет, чего так жаждут наши чиновники, и в то же время, не обделить самых бедных.
- В защиту прогрессивной шкалы я слышал такую идеологическую или, может быть, даже идеалистическую точку зрения, что те, кто зарабатывает мало, мол, платят много, а те, кто зарабатывает много, платят мало и должны платить больше, иначе возникает несправедливость. При этом сторонники данной позиции почему-то отметают арифметику. Если 10 тысяч рублей умножить на 13% и 100 тысяч рублей умножить на 13% - мы получим совершенно разные цифры. Это очень суровая формула, она не позволяет других толкований. Богатый человек по той же самой ставке, что и бедный, платит намного больше. Но говорить о том, что богатый должен заплатить ещё в три раза больше, мне кажется странным. Потому что и тот, и другой пополняют бюджет сообразно своему доходу. Если один человек в десять раз больше другого зарабатывает, то он и налогов платит автоматически в десять раз больше. Говорить о том, что он должен платить не в десять , а в сорок раз больше – вот это мне как раз кажется несправедливым.
Что касается инициатив, есть у нас такой законопроект, он попал в Госдуму в этом году, но сейчас пока никуда не движется. В апреле он был представлен к первому чтению, но ни одного чтения ещё не было. По законопроекту получен отзыв Комитета Госдумы по бюджету и налогам, который носит, я бы сказал, негативный характер. Такой налог, по мнению Комитета, будет намного сложнее администрировать, чем плоскую шкалу. Что касается самой шкалы, законопроект предлагает ежегодный доход налогоплательщика до 100 тысяч рублей облагать по ставке 5% вместо 13%, то есть уменьшить ставку для малоимущих. Далее – ежегодный доход от 100001 рубля до 3 млн рублей предлагается облагать налогом в размере 5 тысяч рублей плюс 13% от суммы свыше 100 тысяч рублей. Если доход находится в диапазоне от 3 000 001 рубля до 10 млн рублей, тогда налог предлагается установить в размере 382 тыс. рублей плюс 18% от суммы, которая превышает 3 млн рублей. Если же доход превышает 10 млн рублей, то налог составит 1 млн 642 тыс. рублей и 20% от суммы, превышающей 10 млн рублей.
Нужно напомнить, что прошлая прогрессивная шкала, которая действовала до 2001 года, предполагала разброс ставок подоходного налога от 12% до 30%.
- По вашему мнению, та шкала, которая сейчас предлагается упомянутым законопроектом, нецелесообразна?
- Я, честно говоря, не считаю её справедливой, но это моё личное отношение. Что касается работы такой шкалы, то её, во-первых, действительно будет сложнее администрировать, чем плоскую шкалу, а, во-вторых, начнётся обратное бегство в тень.
- А в чём сложность администрирования?
- Применить прогрессивную шкалу на практике труднее, чем «плоскую». Работодатель у нас выступает как налоговый агент, он должен удержать НДФЛ с зарплаты физического лица и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня после выплаты заработной платы. Соответственно, складывается ситуация, когда до какого-то из пределов прогрессивной шкалы зарплата будет достигать не сразу. (Мы исключаем ситуацию, когда в первый месяц года человек сразу получит зарплату 10 млн рублей.) Работник будет постепенно набирать эту сумму и приближаться к очередному пределу. Таким образом, получается, что необходимо будет произвести перерасчёт НДФЛ по мере достижения его доходом очередной ступени этой шкалы.
Скажем, квалифицированный сотрудник с заработной платой 300 тысяч рублей в месяц в какой-то момент «проскочит» предел в 3 млн рублей (к ноябрю). Получается, что первые десять месяцев года налог ему будет рассчитываться по одной ставке, а с ноября – по другой. Вопросы перерасчёта подоходного налога необходимо будет урегулировать в Налоговом кодексе. Появится дополнительная нагрузка на бухгалтерии, на налоговиков. Если у человека хорошая зарплата плюс дополнительные источники дохода, из-за которых ему придётся подавать налоговую декларацию, то встаёт задача не только определить величину налога с дополнительных доходов, но и пересчитать НДФЛ с зарплаты. Все вот эти сложности, помноженные на количество работающего населения, приведут к проблемам налогового администрирования.
- Давайте поговорим о самозанятых. Какие у них перспективы, с точки зрения налогообложения?
- Самозанятые – это люди, у которых даже не малый, а микро-бизнес – в одно лицо и в две руки. Репетиторы, массажисты, частные мастера, преподаватели. Люди, которые не нанимают работников, но получают свой доход от определённой работы. У государства есть интерес к этой прослойке. Оно не хочет гоняться за этими людьми, но предлагает им максимально льготные условия для выхода из тени. В законодательстве предусмотрены налоговые каникулы, предоставляющие им возможность встать на налоговый учёт и до следующего года не платить НДФЛ на такие доходы, а в дальнейшем перейти на налогообложение в размере 3-6%, в зависимости от региона. При этом, насколько мне известно, речь идёт о налоге именно на доход. То есть не доход минус расход (как работает бизнес и предприниматели), а именно весь доход, который пришёл разными способами – наличными, через кассу, через приложение мобильное – умножается, например, на 3%. Обсуждается создание мобильного приложения, в которое самозанятый сможет заносить эти суммы, а затем одной проводкой отправлять необходимую сумму налога в бюджет. Это хорошая инициатива.
Дмитрий Кириллов, адвокат адвокатского бюро «А-ПРО», член Адвокатской палаты города Москвы
Окончил Московский университет Министерства внутренних дел РФ.
В 2016 году прошёл курс повышения профессиональной квалификации по направлению «Международное налогообложение» Лейденского университета.
В 1998-2002 гг. - практика налогообложения и права компании Arthur Andersen;
В 2002-2005 гг. – юридическая практика компании Ernst & Young;
В 2005-2006 гг. – юрист адвокатского бюро «НСН Альянс»;
В 2006-2016 гг. – адвокат адвокатского бюро «НСН Альянс»;
С 2016 г. – адвокат адвокатского бюро «А-ПРО», руководитель налоговой практики и практики FinTech.
Является экспертом в области налогообложения и финансов, а также арбитражного процесса. Участник рабочих групп Агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ по разработке «дорожных карт» Правительства РФ по совершенствованию налогового администрирования и повышению качества регуляторной среды для бизнеса, а также рабочих групп по разработке проекта изменений в Налоговый кодекс РФ и по разработке законопроектов о цифровых финансовых активах.
обсуждение