При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнёр Management Development Group Inc., рассказал порталу Finversia.ru о санкциях (мнимых и реальных), почему Алексей Кудрин не пустил Бориса Титова на Гайдаровский форум и почему после 18 марта 2018 года не изменится ровным счётом ничего.
- Новая экономическая программа. У нас будет в марте новый-старый президент. Будет новый кабинет министров...
- Новый-старый.
- Так считаете? Все так плохо?
- Можно поменять девушек с низкой социальной ответственностью на других девушек с низкой социальной ответственностью. Хотя, надо признать, там, в основном, мальчики. Но установки-то останутся теми же. Новый-старый президент своих не бросает, в этом есть его мужская сила. Не могу не отметить этого достоинства в нём. Приятно, что человек своих не бросает. Но мы не в семье и не в спортивной команде, а вроде как нанимаем менеджеров, которые должны исполнять договор между гражданским обществом и некой штукой под названием «государство». Так вот, семья, и в этой семье периодически попадаются убогие. Сердюков или Зубков прекрасные семьянины, отцы, потрясающие менеджеры, которые не потопляемы. Я не против, разумеется, но было бы недурно, если бы эти и многие другие люди из семьи понимали, что бюджет и страна – это не их карманный банчок и копилка.
- Что будет с экономической программой? Я был на заседании Столыпинского клуба, где обсуждали возможность интеграции всех четырёх программ. Вроде бы, более-менее, люди согласились, что только косметические расхождения есть. Но последний демарш Алексея Кудрина на Гайдаровском форуме, когда он не пустил Бориса Титова, честно говоря, меня очень сильно расстроил.
- И вот понятно, зачем не пустил?! Вы правильно подметили, что это же, всё-таки, косметика. На мой взгляд, там больше точек соприкосновения, чем точек расхождения. На мой взгляд, есть две программы, о каких стоит говорить. Это программы Титова и Кудрина. И пересечений там процентов на 60.
- Две трети.
- И по оставшейся части можно договариваться – в чем-то уступать, что-то править и так далее. Институциональные реформы прописываются и там, и там. Меня это расстраивает, но даже больше не это. Вот если мы возьмём титовскую программу, то логика её донесения более правильна. Поскольку кудринская программа ходит по кабинетам, кулуарно.
- Мы её не видели.
- Да, а вторая программа, которая, кстати, не безупречна, доносится до сообщества открыто. С пикировками, спорами, с разногласиями. Вот если мы сейчас с вами начнём обсуждать какого цвета зелёный, мы не сойдёмся. Но это не означает, что когда мы начнём строить дом, мы не найдём взаимопонимания. Я скажу: «Ладно, Фёдор, пусть зелёный цвет будет ваш, зато конструкция – моя». Условно. Титовская программа обсуждается публично. И когда Титову вместо выступления говорят: «Посидите в зале» - это неверная методология. В связи с этим демаршем Кудрина у меня вопрос к новому-старому президенту: «Если Вы всё будете продолжать решать кулуарно, то тогда вообще не имеет смысла устраивать выборы. Даже имитации. Не надо имитации демократии. Установите авторитаризм, думайте о том, как передавать власть, сыновьям, внукам. Шойгу, Рамзану Ахматовичу и другим». Я думаю, что Рамзан Ахматович, кстати, наиболее будет поддержан нашим народом. После того, как его люди подъедут к каждому.
- Наберёт столько-то?
- Если мне не изменяет память, у него стволов примерно 30 тысяч, а избирательных участков в стране сильно меньше. Так что думаю, что он станет хорошим президентом России.
- Титов говорил о внутренних резервах в бюджете на астрономическую сумму в 6,2 трлн рублей. Что-то лежит мёртвым грузом, что-то неэффективно расходуется и так далее. Вот тот демарш, который мы видим, это ли не попытка отстоять эти деньги? И дальше их дербанить?
- От того, что появится публичная дискуссия, поверьте, никто не перестанет дербанить. Все равно продолжат. Дискуссия не влияет на подпись под документом. Не надо переоценивать: нет никакого монолита власти. В той среде большое количество групп влияния. И была опасность, что какие-то группы влияния внутри Гайдаровского форума перешли бы на сторону Титова. Ну не перешли бы, а, скажем, начали прислушиваться. И вдруг оказалось бы, что там не монолит никакой, а весьма даже демократия. Тут даже не в личности Титова дело. Мы все время приписываем персоналиям, а это не совсем верно.
- Да, ваша идея, о том, что есть кандидат, а есть стратегия...
- Очень важно, чтобы появилась альтернативная точка для принятия решения. А чего добиваются они? Они же бьются за то, чтобы новый-старый президент слушал только их. Ведь президент – тоже человек. И он подвержен влиянию. Это старая министерская история – кто первый принёс ему папочку, тот и выиграл. Если в папочке будет написано, что вы – хорошие, станете хорошими в одночасье. А если в папочке написано, что плохие… Он может триста раз говорить о том, что прислушивается к разным точкам зрения, но все равно ведь есть эмоциональная составляющая. Он же не робот, понимает, что у него есть группы влияния. Помните, как в первый срок он говорил о равноудалённости бизнеса и власти?
- История с шашлыками?
- Она в том числе. Но мы же видим, что он не выполнил обещания. Обычный человек в этом смысле. Путин первого срока очень серьёзно противоречит Путину четвёртого срока. У этих двух кандидатов был бы очень серьёзный конфликт. И это конфликт есть, потому что это один и тот же человек.
- Хорошо, группы влияния. Есть ближний круг…
- И даже не один…
- Много кругов, они пересекаются. Прокатилась волна по СМИ, о том, что множество бизнесменов получили мальтийское гражданство.
- Да, есть такое, но мы должны понимать, кто это гражданство получил. По-честному. Тем, кто находится в ближнем кругу, никакое мальтийское гражданство не нужно - у них диппаспорта. А те, кто получил мальтийское гражданство - в рамках больших денег нашей страны - это палаточники. Даже принимая во внимание, что эти люди кратно выше меня по доходам и влиянию. То есть, по сути, я для них палаточник и даже больше - чистильщик обуви. Но в своей когорте – они чистильщики обуви. Тех людей, которые реально защищают свои активы, мы никогда не увидим на экранах телевизоров, в прессе, в социальных сетях.
- Они сейчас чего ждут? Просто бегут?
- Они боятся. Эти палаточники, при том, что они миллиардеры и для простого гражданина небожители, принимают решение перестать бороться. Они в состоянии обеспечить себе безбедную старость. Это рациональное поведение. Потому что, а за что бороться?! Путин - это навсегда. Годы идут, нашему гаранту сейчас 66, с помощью современной медицины можно жить и жить. Вон Роберт Мугабе до 90 дотянул. По-человечески Путину я сочувствую. Он поставил себя на рельсы, с которых сойти не может. Теперь только вперёд ногами. И агония в том, что он назначает на высокие посты своих охранников. Это же агония менеджерского ресурса. Это принцип назначения смотрящего.
- Я помню анекдот, который рассказывал Путин недавно, перед выдвижением, про израильского солдата и генерала. В конце концов солдат взмолился от того, что воюет только он один во всей армии.
- Я рассчитывал, что он будет более сильным. Сила заключается в самоограничении, в работе над самим собой. А этой работы нет. Да, это комфортно, но ты не принадлежишь себе, ведь президент– это функция. И каждый, кто идёт в президенты, должен понимать это.
- Про конкуренцию. Читал ваше предложение о синергии Собчак и Навального. Не сложилось. Ну хоть какую-то конкуренцию мы увидим? Павел Грудинин получит 15%?
- Несмотря на то, что у многих апатия по отношению к предстоящим выборам, я вижу тектонические сдвиги. Нет кандидата под названием Собчак, Грудинин или Титов. В чём проблема «Единой России»? В том, что у неё нет никакого электората. Вот завтра появится Партия каннибалов, она будет распределять ресурсы – платить врачам, учителям, военным и так далее. И Партия каннибалов займёт первое место. И хорошо, что Путин идёт без «Единой России», потому что эта партия не более, чем распределительная система, там вообще нет идеологии. А вот партия Титова — настоящая партия: люди собрались, за собственные деньги, спорят, договариваются. Меня это радует, потому что есть прообраз демократии.
- Живой жизни.
- Да и только в этом случае может вырасти что-то стоящее, хорошее. И вот появились левые либералы – Навальный и Собчак. А должны в списках присутствовать ещё и националисты. Каждая группа общества должна иметь представительство. Жаль, что Алексей Навальный пошёл неверным путём и предлагает бойкотировать выборы. Потому что выборы – это чистая математика. Только вдумайтесь! Сказать думающему электорату, чтобы он не шёл на выборы… Разве люди не понимают, что если они не придут на выборы, то они проголосуют за Путина?! Надо было выпустить ещё несколько кандидатов, хотя бы ещё одного. В этом случае Путин выиграл бы с большей убедительностью. А сейчас ситуация такова, что Грудинин может набрать достаточно много и темп у него хороший.
- Смелые головы говорят, что его могут поставить...
- Премьером. Маловероятно. Зачем?
- Чтобы перезагрузить электоральную поддержку. Чтобы была легитимность.
- Нет такой задачи. Я не вижу позитивного прогноза, он тупиковый. Президенту нужно признание в мире, а не в России. Тут ему уже давно не интересно, он давно здесь самый главный. Ну, поменяет он премьера… Но это же чисто технический специалист! Взять историю с Крымом. Я много общался с европейскими политиками, они считают так: «Один неясный им народ отжал у другого неясного им народа какие-то тапочки».
- Какие-то там северные далёкие варвары.
- Да, им по большому счёту не важно, как там граница проходила до 2014 года и после 2014 года. Да, они высказываются, потому что проблема сепаратизма существует в ЕС, и она серьёзная. В Италии есть Южный Тироль, есть Лига Севера, есть Каталония в Испании, есть, наконец, Шотландия. Но что касается санкций, то тут всё просто: если бы они хотели врубить реальные санкции, они бы их врубили давно. И мало бы не показалось.
- Плавно подошли к санкциям, которые обещают вот уже с 1 февраля. Вот палаточникам-то страшно?
- Мелкому и среднему бизнесу, к которому я отношусь, санкции по барабану. На нас эта история потом скажется.
- Когда случится ослабление рубля?
- Да. Я когда выступал в Европарламенте, сказал честно: «Ребята, если вы хотите хоть что-нибудь сделать, сделайте, а так - вы просто играете в лобовой договорняк». Выразили ноту протеста, а на самом деле сказали примерно следующее: «Нам от вас нужны нефть и газ, а кто будет президентом – да вот пусть хоть собака-конь». Европу всё устраивает. У меня вот хомячок умер пару лет назад. Вот предлагаю его на роль президента. Хомячков можно менять часто, есть они много не просят. 50 рублей за штуку. Я готов оплачивать сам.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнёр Management Development Group
В 1993 году окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, в 2002 году - Университет штата Калифорния в Ист-Бэй.
1995-1998 годы. Вице-президент по продажам и маркетингу Grundig GmbH в странах Балтии. Московский офис американской корпорации Манхэтан Инд. Корп.
1998-2003 годы. Генеральный директор ОАО "МЭЗ ДСП", вице-президент по инвестиционному развитию ПБК "КредитИмпексБанк".
2003-2005 годы. Генеральный директор, управляющий сети, включающей в себя свыше 150 объектов («Пятерочка», «Карусель» и др.). Заместитель управляющего группы компаний "Логос", генеральный директор ООО "Центры оптовых продаж".
С 2005 года основатель и управляющий партнёр компании Management Development Group Inc. (бренды "Гастрономчикъ", "Продэко", "Марка").
обсуждение