При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Эльман Мехтиев, председатель НАПКА, председатель совета СРО «МиР», в интервью порталу Finversia.ru, рассказал о последних инициативах коллекторов в отношении должников, перспективах процедуры упрощённого личного банкротства и займов в МФО, а также о потенциальном сокращении коллекторского бизнеса в стране в связи с распространением коронавируса.
- Эльман, на днях вы спрогнозировали рост просроченной задолженности по итогам 2020 года на уровне в 5% по сравнению с прошлым годом. Неужели так мало? Учитывая, что по версии ТПП только малый бизнес может потерять не менее 3 млн рабочих мест? Сейчас идут массовые увольнения, а если и не идут – заказы снизились катастрофически, спрос упал. Неужели у наших граждан такая «пухлая» подушка на чёрный день, чтобы расплатиться долгами?
- Да, рост просрочки на 5 процентных пунктов по сравнению с тем, где он сейчас может выглядеть очень оптимистичным, но даже 5 процентных пунктов для банков – это очень и очень много. Государство чётко указало, что те предприятия, которые будут поддерживать занятость, будет поддержаны... И, если кто-то увольняет людей уже сегодня, а финансовой подушки нет, государством заявлены программы поддержки безработных с достаточно существенными выплатами.
- А какой, по-вашему, критичный уровень задолженности в целом по рознице?
- В каждом секторе финансового рынка он свой, да и для каждого участника он свой и, в конечном счете, для отдельной организации он определяется «аппетитом к риску» акционера/собственника.
- Есть мнение, что ближе к концу апреля у людей кончатся деньги и они массово побегут в МФО, но уже спустя полгода страна столкнётся с массовыми неплатежами именно по части МФО. Разделяете ли вы эти опасения?
- Рано или поздно, но деньги заканчиваются. И понятно, что люди будут искать возможность занять, но рост неплатежеспособного спроса не есть рост выдач – искусство состоит не в том, чтобы выдать, а в том, чтобы не было просрочки.
Именно поэтому уверен, что скоро мы увидим, как многие МФО будут отказывать достаточно большому количеству людей в удовлетворении их заявок. Но, конечно же, найдутся и те, кто попытается увеличить выдачи несоразмерно качеству входящего потока.
- Как вы думаете, предложенные регулятором кредитные каникулы принесут эффект? Какой? Или эти меры способны просто лишь отсрочить проблему?
- Если сидеть и ждать у моря погоды, то даже каникулы не помогут решить проблемы. Вы потратите каникулы именно на то, чтобы сидеть и ждать... Каждый должен сам принимать решение по своим обязательствам и не считать, что каникулы – это навечно.
- Есть мнение, что предложенные НАПКА меры по каникулам имеют имиджевый характер. Хотя бы в связи с тем, что переболевших не так много – несколько десятков тысяч, даже если будет сотня – всё равно капля в море. Как вы оцениваете эффект от предложенных вами мер?
- Не помню, чтобы мы говорили только о заболевших или переболевших. Наше заявление, если коротко, можно сформулировать так: «Позвони в коллекторское агентство и узнай свою скидку».
Эффект от скидок будет, если человек за ними обратится, а если ждать, когда они тебя накроют волной, то вместо волны может прийти цунами судебных решений.
- Готовятся ли другие предложения в связи с ситуацией?
- Поживем – увидим. Мы регулярно обсуждаем, что творится в бизнесе и как себя ведут должники. И, если увидим, что есть реально подтвержденные причины в обращениях должников, то мы будем с этим работать и поверьте – обязательно что-то придумаем!
- Михаил Мишустин, премьер-министр России, сделал процедуру банкротства бесплатной. Столкнёмся ли мы теперь с тем, что заёмщики просто перестанут платить вовсе? Сколько личных банкротств вы прогнозируете до конца года?
- Вы уверены, что банкротство уже бесплатное? Президент дал поручение упростить процедуру банкротства, мы ожидали принятия закона об упрощенном банкротстве на этой неделе, но, как говорится, «что-то пошло не так…».
В случае принятия такого закона, конечно же, число банкротств вырастет, но главное не в том, вырастет оно или нет, а в том, будет ли соблюден баланс интересов кредиторов и заёмщиков, так как даже в последних озвученных вариациях на эту тему есть попытка сделать эту процедуру внесудебной. Вам не кажется, что мы что-то в последнее время стали часто говорить о необходимости внесудебных или досудебных механизмов?
Особенно таких, при которых исчезает состязательность сторон судебного процесса, основанная на равенстве этих самых сторон перед законом...
- Как кризис скажется на устойчивости коллекторских агентств? Ждать ли сокращения числа игроков в связи с кризисом?
- Любой кризис – это сокращение бизнеса. И коллекторы не являются исключением. Вопрос в том, как пройдут через кризис «поставщики» долгов – банки, МФО, телеком-операторы. Выживут они – выживем и мы.
- Худшее впереди? Или пик пройден?
- Не знаю, прошли ли мы дно, или есть риск, что «снизу постучат», но как говорил когда-то в 2008 году мой очень хороший знакомый «trust me - crisis would be over…».
обсуждение