При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Евгений Машаров, руководитель Ассоциации форекс-дилеров, в интервью порталу Finversia.ru рассказал, как Банк России собирается блокировать дилеров без лицензии, насколько защищены права российского клиента легального форекса и сколько продлится переходный процесс.
- Евгений, в мае этого года «Финам Форекс» открыл «белый» рынок форекс. Остальные семь компаний, которые входят в Ассоциацию форекс-дилеров (АФД), также открыли свои двери?
- Сейчас в составе нашей Ассоциации 8 лицензированных форекс-дилеров. На сегодняшний день АФД зарегистрировала шесть рамочных договоров, остальные ждём. Мы сделали серьёзный шаг вперёд, запустив, наконец, лицензированный рынок. Но при этом мы отдаём себе отчёт, что рынок остаётся разделённым на две части: регулируемый и нерегулируемый. Пока, с точки зрения количества компаний, мы в меньшинстве. По нашим оценкам, примерно 200 компаний, не имеющих лицензии, продолжают привлекать деньги российских граждан.
- Как вы боретесь с ними?
- Один из шагов – повышение финансовой грамотности. Наша Ассоциация разработала и распространяет первое методическое пособие для клиентов по работе на рынке форекс. Ведь как часто происходит? Человек приходит в компанию без лицензии, вносит депозит, а ему даже не предлагают пройти обучение и не рассказывают о специфике этого рынка. Конечно же, он быстро оказывается без денег. Тем самым в обществе продолжает накапливаться негативный фон. Мы хотим разорвать этот порочный круг.
Второй шаг – усилия Банка России по блокировке нелегальных форекс-брокеров. Сейчас на общественном обсуждении находится законопроект о придании регулятору права на внесудебную блокировку сайтов. Мы поддерживаем эту инициативу.
Сегодня в доменной зоне ru работают примерно 70 компаний без лицензий - их нужно блокировать, в первую очередь. Подавляющее большинство форекс-компаний работают онлайн, а 70% новых клиентов узнают об это рынке через интернет.
- Насколько я знаю, в июле ЦБ удалось заблокировать один из таких сайтов.
- Да, прецедент был. Считаю, что, с точки зрения оздоровления финансового рынка, такие прецеденты должны быть. Чтобы компании понимали и осознавали ответственность, что есть законодательство, которое нужно соблюдать. Когда регулятор говорит о большом количестве жалоб на форекс-компании, то речь идёт как раз о жалобах на компании, которые не имеют российской лицензии.
Кстати об иностранных юрисдикциях. Вы знаете, что регулирование форекс-рынка ужесточается по всему миру? При этом уровень правовой защиты в нашей юрисдикции выше, чем, скажем, в таких оффшорах, как Сент-Винсент или Белиз. Вместе с тем, мы пока уступаем английской, американской и кипрской юрисдикциям в части продуктовой линейки. Но я уверен, что и у нас она постепенно будет расширяться.
- Можно чуть подробнее о защите прав российских клиентов?
- Представим, вы в 2013 году стали клиентом форекс-компании, которая зарегистрирована на Сейшелах или в Белизе. Компания нарушила регламент, вы - лишились депозита. Или вместо установленных 2-х дней на выплату, компания выплатила через месяц. Ваши права были нарушены. Куда вы могли обратиться? На тот момент Банк России не был регулятором этого рынка. Не было саморегулируемой организации. Вы даже не могли обратиться в суд, потому что речь идёт об иностранной организации. Сейчас ситуация противоположная. Есть профильный закон, есть право на судебную защиту, право на подачу жалобы в СРО. Мы, как СРО, имеем право запросить документы в компании, если возникнет конфликтная ситуация. Если мы увидим факт нарушения компанией базового стандарта, то у нас есть право провести внеплановую проверку данной компании. Отдельно вопросы обращений в компанию и в СРО будут регламентированы в базовом стандарте защиты прав потребителей финансовых услуг – он как раз сейчас находится на стадии согласования.
Таким образом, российский клиент форекс-рынка теперь защищён.
- А много российских клиентов теперь в «белом» форексе?
- У нас создана комиссия по мониторингу средств, находящихся на номинальном счёте у форекс-дилеров. Комиссия работает, статистику мы ведём. Что же касается количества клиентов, то такую статистику пока не собираем. Я думаю, что в дальнейшем мы проведём такую работу и соберём информацию. Могу сказать, что клиенты интересуются. И есть клиенты, которые выбирают российский форекс потому, что не готовы рисковать своими капиталами. Кто готов платить налоги. Как будет обобщённая статистика, обязательно поделимся. Уверен, что интерес к рынку будет расти. И клиентов будет всё больше и больше.
- Переходный процесс продлится сколько?
- Я думаю, что объективно создание нормальных условий для развития юрисдикции займет полтора-два года. Что касается перевода клиентов из иностранных юрисдикций в российскую, то мы ведем разъяснительную работу с членами СРО, имеющих в составе группы иностранных форекс-брокеров. Клиенту нужно закрыть торговый счёт сначала там. А если у него стратегия успешная?! Новые клиенты, как мы видим, предпочитают сразу начинать работать в российской юрисдикции.
- Даже несмотря на ограниченность инструментария?
- Я подчеркну, что надо с чего-то начинать. Форекс в России в течение 20 лет был вне правового регулирования. Поэтому Банку России и Ассоциации нужно посмотреть, как форекс-дилеры будут работать. Что касается инструментов. Если будет экономическое обоснование, то будем лоббировать расширение линейки.
- Возвращаясь к защите прав потребителей. Какие именно сейчас поправки рассматриваются? В чем их особенность?
- Сейчас ведём работу по утверждению базового стандарта защиты прав потребителей. Это требования как к помещению, к работникам, так и предоставлению самой услуги, требования к третьим лицам, требования к дилерам с точки зрения взаимодействия с клиентом, требования к порядку реагирования на поступившее обращение. Кроме того, мы готовим второе методическое пособие по противодействию недобросовестным участникам рынка. Я считаю, что эти вопросы нужно широко обсуждать, в том числе в СМИ. Чтобы в конечном итоге обеспечить защиту нашего потребителя. Это главнейшая задача.
Евгений Машаров, руководитель Ассоциации форекс-дилеров (АФД)
В 2006 году окончил факультет права Государственного университета – Высшая школа экономики. Кандидат юридических наук. Член Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации с 2014 года. Член Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по защите конкуренции на рынке финансовых услуг с 2015 года. Главный редактор федерального журнала «Юрист спешит на помощь» с 2016 года. Руководитель АФД с 2016 года. Член Совета финансового рынка с 2017 года. Член Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово – Промышленной Палаты Российской Федерации с 2017 года.
обсуждение