При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Руководитель группы «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов рассказал генеральному директору аналитического центра «БизнесДром», председателю комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам Павлу Самиеву о спросе на страхование со стороны МСП, а также о том, как замотивировать предпринимателей страховаться, и прогнозах на 2023 год.
– Расскажите, какой спрос сейчас на страхование со стороны малого и среднего бизнеса?
– Спрос на страховые услуги в сегменте малого и среднего бизнеса относительно небольшой, но мы видим определенные ростки и надеемся, что динамика укрепится. Главным фактором является объем и рентабельность операций, а также срок существования этих предприятий.
Пока что компании МСП, как правило, имеют слабую практику управления рисками, так как более приоритетной для себя задачей считают выживание. Вместе с тем выживаемость в МСП составляет примерно 5-10% на дистанции в три года, в том числе и по причине реализации различных рисков. По прогнозу Allianz на 2023 год, который глобальный страховщик ежегодно строит на основе опроса почти трех тысяч риск-менеджеров из 89 стран мира, небольшие компании ставят на первое место угрозу кибер-инцидентов, ее отмечают 39% респондентов. Почти так же актуален риск перерыва в производстве, включая разрыв цепочек поставок, – 32% опрошенных. У 25% представителей малого и среднего бизнеса все еще вызывают беспокойство возможные вспышки пандемии. Далее по убыванию идут изменения в законодательстве и регулировании, стихийные бедствия, возможная трансформация рынка, нехватка квалифицированных кадров, макроэкономические колебания, пожары или взрывы и климатические риски.
– Какие продукты сейчас наиболее популярны у МСП в России?
– На первом месте, конечно, идет ОСАГО. Далее – страхование имущества, потому что достаточно много компаний МСП закредитованы и вынуждены страховать предметы залога для того, чтобы обеспечить их сохранность. Следующий продукт – это автокаско, прежде всего, на машины, взятые в кредит и в лизинг, где этот вид страхования является вмененным. Если говорить о добровольном спросе, то к этому списку добавятся страхование от несчастных случаев и медицина.
Сегодня большинство страховых компаний в России предлагают стандартный «коробочный» продукт для страхования малого и среднего бизнеса. Чаще всего в него входят имущественные риски и ответственность компании перед третьими лицами.
В медицине, в свою очередь, наиболее востребованы франшизные программы. Они отлично работают, так как эффект от франшизы существенно выше, чем ее размер. При этом клиентам нравится, что в отличие от ОМС, здесь есть возможность оценивать качество медицинской помощи. Но в целом проникновение ДМС в сегменте МСП на сегодняшний день очень низкое, не более 5-10%. А ведь в небольших коллективах болезни сотрудников могут приводить к более серьезным нарушениям в бизнесе, чем в больших командах, где лучше работает принцип взаимозаменяемости. Опять же отсутствие соцпакета напрямую влияет на текучесть кадров. То есть мы видим, что тема медицинского страхования очень важна для этой категории организаций.
– Как замотивировать малые компании страховаться?
– Скорее всего, мотивацией может стать только знание реальных страховых случаев, которые подкосили аналогичный бизнес. Например, во время грузоперевозок время от времени угоняют фуры вместе с грузом, регулярно случаются ДТП, в которых страдает не только автомобиль, но и груз, а при транспортировке происходит порча товара. На стройке случаются эпизоды хищения или порчи дорогостоящей спецтехники. И так далее. Это все – потерянные миллионы рублей, и если не крах бизнеса, то серьезный простой и сложное восстановление.
Но когда мы разговариваем с предпринимателями, понимаем, что они недооценивают системные риски – возможные проблемы из-за финансовых и коммерческих сложностей, а также по причине человеческого фактора. В малом и среднем бизнесе очень много «микроболей», которые беспокоят их гораздо серьезнее. Например, поломка кассового аппарата, отсутствие запчастей для ремонта коммерческого автомобиля, арест счета и прочее. В таких случаях бизнесу очень пригодился бы аналог больничного для человека – страхование «мини BI» (business interruption – перерыв в производстве).
И еще могу сказать по личному опыту, что застраховать своих сотрудников от несчастного случая гораздо дешевле, чем потом собирать деньги для помощи всем коллективом или изыскивать нужную сумму в бюджете.
– Какова ситуация с убыточностью в сегменте МСП?
– У малых и средних предприятий мы видим более низкий процент убыточности, чем в крупном бизнесе. Во-первых, потому что на сегодняшний день уровень проникновения страхования в этот сегмент довольно невысок, так как он начал активно расти только 3-4 года назад. А кроме того, аккумуляция риска здесь меньше за счет более низких страховых сумм, поэтому у страховщика есть возможность эффективнее управлять портфелем.
– Какие прогнозы по страхованию МСП вы можете дать на ближайший год?
– Пожалуй, прогнозы на ближайший год вряд ли нарушат сложившуюся в этом сегменте традицию. Страхование будет расти органически вместе с рынком МСП.
Для того, чтобы увеличить объем страхования, требуется больше времени и много работы со стороны страхового рынка и предпринимателей. Самым перспективным кажется направление предложения гибких решений, которые смогут найти свою аудиторию. Здесь будут работать иные принципы успеха – прежде всего, низкие страховые суммы, лимитированный набор покрытия или рисков и моментальное оформление сделки.
– В мае произошло образование группы «Зетта Страхование», в результате чего увеличилось и число клиентов. Как вы планируете расширять охват клиентов-МСП в этой связи?
– Мы видим сегмент МСП в числе стратегических, на него приходится большая доля бизнеса в нашей стране. Он динамично развивается, появляются дополнительные программы поддержки со стороны государства – налоговые и надзорные, субсидирование, гранты.
У группы «Зетта Страхование» есть целая линейка продуктов для этого бизнеса, которую мы предлагаем предпринимателям как через банки, так и напрямую. Сейчас одна из наших компаний завершает доработку кластерных программ ДМС для этого сектора рынка. Их стоимость станет ниже, а у клиента появится возможность набирать необходимые услуги и оформлять договор «в цифре». Помимо этого, в наследство от «Альянса» группе осталась полноценная матрица продуктов по типовым отраслям малого и среднего бизнеса, ее нужно только актуализировать.
Одновременно подбираем массовые маркетинговые каналы для таких продуктов. У нас уже есть удачный опыт с сервисом Яндекс Такси. Мы страхуем водителей, чаще всего ИП, от несчастных случаев и болезней и видим неплохую конверсию – 10-15% подключенных к агрегатору таксистов приобретают такую страховку, это тысячи клиентов. Будем расширять партнерский пул и предлагать кастомизированные под потребности бизнеса программы на выгодных условиях.
обсуждение