При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Наталья Смирнова, генеральный директор «Смирнова&Co. Персональный советник» рассказала порталу Finversia.ru о судьбе законопроекта о финансовых консультантах, криптовалюте и своём видении курса рубля.
- Наталья, вас и ещё тысячу финансовых советников готова принять под своё крыло НАУФОР. Расскажите про это.
- Потенциально готовы. Но это случится, как только будет принят соответствующий закон о финансовых консультантах. Я неоднократно обращалась в НАУФОР с просьбой взять мою компанию – Смирнова&Co. Персональный советник – но они не могут, потому что мы пока не регулируемся. Как только будет закон, моя компания пойдёт в НАУФОР в первых рядах. Законопроект уже неоднократно откладывали, отправляли на доработку, видимо, сейчас отсрочка будет как минимум на год.
- В чём там проблема с проектом?
- Насколько я знаю, хотят, чтобы закон был всеобъемлющим. То есть, чтобы регулировались не только, скажем, форекс, но кредиты и другие финансовые инструменты. Вопрос, а кто же такой документ должен писать. Потому что НАУФОР – это про инвестиции, не про кредиты никак. НАУФОР вместе с банковской ассоциацией? А если ещё и налоговую историю вписать? Поэтому, думаю, что проблема с документом - в границах регулирования. А это непросто. За рубежом регулируется только инвестиционная часть, потому что именно там возникает больше рисков. И там есть сертификаты, но нет лицензирования. Может быть, и у нас имеет смысл есть слона по частям? То есть сделать нормальное регулирование инвестиционной части с одной стороны, а с другой – сделать сертификат для советников. Алексей Тимофеев человек целеустремлённый, надеюсь, у него всё получится.
- Сейчас у них и больше ресурсов после объединения с НЛУ.
- У нас есть мегарегулятор. Значит, должны быть мегаСРО.
- Недавно появилась банковская мегаассоциация.
- Движемся в правильном направлении.
- Чем дольше закон принимается, тем громче раздаётся критика в адрес советников. Что должен делать консультант, а что не должен. Кстати, а кто подсчитал, что у нас тысяча финансовых советников?
- В 2005 году был Институт независимых финансовых инвестиционных советников (ИНФИС), сейчас Институт финансового планирования. Так вот, они обучили свыше 1000 советников. Но есть и другие институты. Пока всероссийская перепись финансовых советников не проходила, поэтому цифры могут разниться.
- Мы-то уже в 2017 году!
- Думаю, конечно, несколько тысяч. Плюс самовыдвиженцы – те, кто сами не учились, но имеют финансовый бэкграунд. А поводу негатива. Негатив по отношению к банкирам – так называемым жирным котам – всегда был. Банки, вы знаете, регулируют так, что они стонут. Но негатива от этого меньше не становится. Страховые компании регулируются, но меньше негатива нет. Поэтому с принятием и нашего законопроекта меньше не станет. Я не питаю иллюзий на эту тему. Будут также меня критиковать, что не могу обеспечить безрисковую доходность в 50% годовых в валюте, и что я не могу составить диверсифицированный портфель на тысячу рублей. И тому подобное.
- Я время от времени читаю статьи от иностранных финансовых консультантов на тему «5 мифов о финансовых советниках» или «4 правила советников». Попадаются очень смешные: как часто и при каких отклонениях ваш финансовый советник должен ребалансировать портфель. Мне все эти правила кажутся, как минимум, спорными и субъективными.
- Рынок должен самоопределиться. Ведь финансы - это не про то, чтобы копать отсюда и до обеда. Финансы динамичны. И то, чего не было пять лет назад, сегодня может найти отражение в законопроекте. Например, робоэдвайзеры. И кого тут регулировать? Того, что пишет программу или того, кто её советует? На кого возлагать ответственность? А финконсультант может давать советы по спекуляциям? Вот мы говорим, чтобы советник был абсолютно независимым и брал бы процент от управления, как в Америке. Но сейчас это невозможно, нет автосписания с брокерского счёта. Чтобы сам клиент оплатил? Я пробовала – не платят. Нужно другое ценообразование. Плата за консультацию? Но клиент хочет платить за результат. В США есть вариант, когда советник вступает в тандем с брокером и брокер берет часть расчётов на себя. У нас такого не получается. Либо с брокером заключать договор? Но тогда это получается комиссионная модель и мы уходим от независимости. Я знаю много консультантов, которые продают наши российские программы страхования жизни. Я бы не сказала, что это ужас. А почему бы и нет? Они бы и без комиссионных рекомендовали бы такой продукт.
- Наталья, хорошо, с законопроектом разобрались. Давайте сменим тему. Ваши клиенты про криптовалюты спрашивают?
- Каждый первый. Бывает, что каждый второй о чём-то спрашивает. А тут каждый первый. Даже мегаконсервативные инвесторы. Есть такие, кто не может правильно назвать хоть одну крипту. А есть такие, кто просит посоветовать, участвовать ли ему в конкретном пре-ICO.
- Ваше видение?
- Я не думаю, что крипты - пирамида. Во-первых, это объективная анонимность операций. И в условиях, когда идёт автообмен налоговой информацией между странами, FATCA, в условиях ограничений в Китае на вывод капитала, есть разумное объяснение появления крипты и её роста. Мне это понятно. Но вот регулирование непонятно. И тут я вижу риски. Потому что любое такое новостное событие может привести к падению (росту) какой-нибудь криптовалюты на 30%. Это крайне высокая волатильность, поэтому инвестиции в крипты для меня попадают в категорию спекулятивных операций.
- То есть, 5-7% от портфеля?
- Клиента я так и спрашиваю: «Сколько готов потерять в худшем случае?». В венчур же инвестируют, а там, знаете, выстреливают вообще единицы.
- Это и хорошо, потому что люди знакомятся, пробуют на зуб. Рано или поздно мы будем иметь какой-то периметр регулирования.
- Если люди хотят успеть заработать в период неопределённости, то почему бы и нет? Если они осознанно идут и понимают риски, которые я до них доношу. Так что все нормально - в пре-ICO участвуем и в токен-фонды инвестируем. Я предпочитаю гибкость. Моя задача просто повесить ярлык: «риск-доходность», чтобы клиент смог сориентироваться, как в магазине. А клиент сам принимает решение.
- Вот недавно состоялось самое успешное в России ICO - Russian maining company. Они продают аппараты для майнинга.
- Мне нравится, когда за проектом стоит что-то реальное.
- Вот-вот, станки для майнинга.
- Да, чтобы без сомнительных производных схем. ICO, IPO и прочее - это всего лишь способы привлечения денег в проект. Но, скорее всего, я бы предпочла участвовать в пре-ICO.
- Чтобы получить дисконт?
- Да, и выйти, если что, с небольшой прибылью.
- Вернёмся к традиционным активам. К чему у нас привязан рубль. Есть экономисты, которые оптимистично смотрят на будущее курса, а есть те, кто пугает долларом по 70.
- Когда Минфин запланировал стоимость доллара через 10-15 лет в 80-85 рублей, я понимаю, что в министерстве закладывают возможность возникновения рисков на рынке нефти. Рисков, что нефть окажется надолго ниже $55 за баррель, что наша экономика надолго увязнет в стагнации, а в Китае и Индии случатся проблемы.
- Я даже не сомневаюсь в реализации такого сценария. Однажды это случится. Но до 2035 года так далеко…
- Но мы доживём, не сомневайтесь. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, чем всё закончится. Что касается вариантов, к чему привязан рубль. Конечно же в первую очередь нефть, во вторую - наличие у нас средств международных инвесторов. Я бы не говорила, кто главный. Нужно смотреть в моменте – какой из факторов сейчас весомее.
- ЦБ будет внимательнее следить, чтобы ставка не сильно понижалась. Чтобы окно для кэрри было достаточно широким, если так можно выразится.
- Если сильно понижать ставку, возникнут риски разворота инфляции. Что касается кэрри-трейда, то у нас не такая стабильная валюта, чтобы инвесторы пришли к нам ради 2% дохода.
- Вы говорите про то, чтобы перезапустить экономику, но власти же как мантру повторяют про стабилизацию и таргеты.
- Я оптимист и именно поэтому делаю бизнес в России. У нас банки оказались сейчас в непростой ситуации, а ведь именно банки в России традиционно являются мотором для экономики.
С одной стороны, все понимают, что нужно развивать альтернативные источники привлечения инвестиций. Но, с другой, в результате недавних списаний двух выпусков субординированных облигаций банков, инвесторы теперь боятся покупать бонды. И хотят чего-нибудь коротенького, желательно государственного, желательно с погашением через год. Нам нужно определиться – либо перемены, либо планы максимум на 1-2 года. Ведь речь идёт не каких-то там ICO, а о развитии целых отраслей на долгие годы вперёд, чтобы предприниматель был уверен. А тут даже не знаешь, где счёт-то открыть – чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Надо чтобы стали понятными правила игры.
- Я был на той ярмарке, где вы тоже выступали. У зала спросили, кто верит в слабый рубль, и все подняли руку. У нас проблема не в инфляции и курсе, а в доверии.
- Но людей нельзя винить в этом, у них есть прошлая статистика. Ко мне приходят клиенты и говорят, что рубль никогда не укрепляется. Я пытаюсь им возразить, показываю, как можно было в 2009 году купить рубль, а в 2011 году – продать. Когда можно было в 2014 году купить по 80, а весной 2016 года продать по 56. Люди этого не помнят, говорят, что это всё исключения. Поэтому надо менять установки в сознании, конечно.
Наталья Смирнова, независимый финансовый советник, генеральный директор консалтинговой компании «Персональный советник»
У компании свыше 350 клиентов, общая стоимость активов клиентов под управлением – более $400 млн.
Член Американской ассоциации финансового планирования (Financial Planning Association). Докторант International University of Monaco, PhD — DBA program. Победитель Международной премии Global Financial Planning Awards 2015 и 2016 – лучший финансовый советник по европейскому региону. Директор программы профпереподготовки экономического факультета МГУ «Советник по личным финансам».
Ведущая авторской программы «Личные финансы с Натальей Смирновой» на World Busines Channel и телеканале МИР, а также личного Youtube канала, посвящённого личным финансам.
Автор и соавтор 10 книг по личным финансам.
обсуждение