При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Форум инновационных финансовых технологий Финополис в 2021 году будет проходить онлайн. Этот формат позволяет представить более широкому кругу участников опыт банка «Центр-инвест» по гибкой цифровизации ESG-банкинга. Один из участников форума, председатель совета директоров банка «Центр-инвест», руководитель проектной группы «ESG-банкинг» Ассоциации банков России, профессор, д.э.н. Василий Высоков, подготовил видеолекцию о взаимосвязи ESG-принципов и диджитализации банкинга. О том, как увязывается цифровизация банкинга и ESG-повестка, Василий Высоков рассказал порталу Finversia.
– Что важнее для банков: ESG и ИТ ?
– Сегодня в банкинге сложилась взаимосвязь двух глобальных трендов. Во-первых, развитие бизнес-модели банковского бизнеса на основе принципов экологической, социальной и управленческой ответственности (ESG) невозможно без использования информационных технологий. Во-вторых, разработка ИТ без ESG не имеет смысла.
Что такое современный банкинг? Это – на 90% ИТ и на 10% – улыбки сотрудников фронт-офиса. Чтобы сохранить улыбки во фронт-офисе банка – надо использовать ESG-трансформацию для укрепления корпоративной культуры и в ИТ, и в ESG.
Если убрать ESG-хайп, то ESG-банкинг расширяет пространство учитываемых рисков (экологические, социальные, управленческие) и временной горизонт (в интересах нынешнего и будущих поколений). Это требует дополнительных затрат, но и дает дополнительные преимущества, позволяет увидеть новые альтернативы, новые возможности, новые инструменты для новой адаптации к новым вызовам. Чтобы воспользоваться этими преимуществами нужны навыки креативного мышления и комплексный подход к ESG-трансформации.
– Насколько это сложная задача?
– Для цифровой ESG-трансформации надо согласовать, собрать пазл из решений в каждой из подсистем ESG-банкинга: таксономии, структуре, стратегии, управлении ESG-рисками, ESG-отчётности. Дизайн-проект таких решений представлен в Практических рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России.
Информационные технологии позволяют с новых позиций решить проблемы сборки пазла ESG-банкинга: с точки зрения ИТ выбор таксономии сводится к задаче установления соответствия между номенклатурой банковских продуктов и услуг и справочниками разных таксономий.
– А как меняются корпоративная культура?
– Корпоративная культура определяет правила принятия решений в пробелах, разночтениях и многозначности законодательства. ESG – Корпоративная культура требует, чтобы каждый акционер и каждый операционист мог объяснить любой заинтересованной стороне, что такое ESG-банкинг. Для ИТ–специалистов сложная задача формирования корпоративной ESG-культуры решается на основе распределенных баз данных с алгоритмами принятия комплексных решений.
– Что меняется в ESG бизнес-планировании, управлении рисками?
Бизнес-план – это не документ «на полку», а электронная модель, которая включает уравнения финансовых балансов, регуляторных ограничений и нормативов, вероятности рисков и описание воспроизводства всех видов капитала.
– Что означает управление ESG-рисками?
Спекулятивный банкинг продает и покупает риски. ESG-банкинг еще и управляет рисками.
В кризис повышаются риски. Спекулятивный банкинг автоматом повышает ставки по кредитам, толкает клиента в еще более рискованные проекты, клиент передает дефолт на баланс банка, повышает риски и далее по спирали. ESG-банкинг в кризис вместе с клиентами принимает меры по снижению рисков, в этом случае нет оснований повышать ставку по кредитам, клиент получает конкурентные преимущества, завершает проект, возвращает банку деньги в срок и в полном объеме.
Для оценки ESG-рисков функции вероятности дефолта должны быть дополнены аргументами ESG-факторов с учетом законов, требований, стимулов и штрафов. Но все эти документы только разрабатываются.
– Какие показатели важно отразить в ESG-отчетности?
– Сегодня банки обязаны предоставлять отчётность многим заинтересованным сторонам: регулятору, контрольным, надзорным органам, акционерам, инвесторам, сотрудникам, СМИ, НКО, исследователям. Но всех интересует, как банк получает прибыль, используя свою структуру управления, стратегию, управление рисками, показатели и цели.
Как участник GABV, наш банк «Центр-инвест» работает с реальным сектором экономики, кредитование которого составляет почти 90% активов банка. Существует стереотип, что банки стремятся только к прибыли. Банк «Центр-инвест» выделяет 35% своих доходов населению и обществу, 19% – сотрудникам и в виде налогов, 17% – поставщикам и партнерам. Акционеры регулярно получают дивиденды и почти 22% дохода реинвестируется в собственное развитие.
Отчетность для разных заинтересованных сторон требует разных показателей и разной информации хранилища данных. Банк «Центр-инвест» впервые в мире сделал отчетность не только в финансовых показателях, но и целях устойчивого развития (ЦУР).
Банк привлекает более 80% средств своих клиентов и преобразует эти деньги в достижение ЦУР: Цель 2 «Ликвидация голода» (47% кредитного портфеля), Цель 8 «Достойная работа и экономический рост» (21%), Цель 9 «Промышленность, инновации и инфраструктура» (13%), Цель 11 «Устойчивые города и населенные пункты» (6%), Цель 3 «Хорошее здоровье и благополучие» (3%).
Банк ведет аналитический учет своих инвестиций. Аудиторы проверяют этот анализ и подтверждают масштабы инвестиций в ЦУР и национальные проекты. Поэтому у нас есть все основания и вся первичная документация, чтобы представить участие инвесторов и населения в реализации ЦУР и нацпроектов. Разработанные программы и процедуры могут быть использованы и для других таксономий.
– То есть получается, что отчетность влияет на привлечение ESG-инвестиций?
– Успешно отчитываться всегда легко, когда есть конкретные результаты работы. Банк «Центр-инвест» имеет большой опыт кредитования проектов в области энергоэффективности (более 20 тыс. проектов на общую сумму 20 млрд руб.). Банк внимательно следит за расходованием всех ресурсов и сокращает их. Четверть потребляемой банком энергии является «зеленой» за счет приобретения из возобновляемых источников энергии.
Опыт внедрения ESG-банкинга позволил нам предложить рынку «зеленые» облигации, а населению – «зеленый» депозит. Как участники рынка, так и вкладчики получают всю отчетную информацию об использовании банком привлеченных средств.
– ESG – это же не только экология и зеленая энергия?
– Безусловно. Не менее важно показывать и социальное воздействие, которые оказывает банк через призму реализации своих инклюзивных программ. У банка «Центр-инвест» – это проекты для молодежи, женские бизнес-проекты, поддержка социальных предпринимателей, льготные кредиты на энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирных домов. В условиях COVID-19 банк предоставлял кредиты на трансформацию бизнеса своих клиентов, снижал ставки по кредитам для медработников. Банк реализует проекты финансовой и культурной грамотности, поддержки науки и образования.
В социальном аспекте также важна работа с человеческим капиталом. С гордостью могу сказать, что в банке «Центр-инвест» работает компетентная многонациональная команда молодых людей, которые получают достойную оплату за отличную работу по реализации ESG-банкинга в России.
Коротко о банке «Центр-инвест».
«Center-invest it’s the best»: Лучший регион, Лучшие акционеры, Лучшая Команда, Лучшие клиенты и Лучшие партнеры. Банк «Центр-инвест» занимает лидирующие позиции среди российских банков: входит в ТОП-60 российских банков по капиталу; входит в ТОП-20 по прибыльности, кредитованию малого и среднего бизнеса, ипотеке и внедрению новых технологий ESG.
Мы – региональный банк с глобальным с глобальным менталитетом. Многие годы банк представляет отчетность по прозрачности: по МСФО, ESG, экологическая, научная и Принципам ответственного банкинга в соответствии с национальными требованиями и лучшей мировой практикой.
Презентация:
Опыт банка «Центр-инвест» по гибкой цифровизации ESG-банкинга
обсуждение