При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Василий Высоков, председатель совета директоров банка «Центр-инвест», подвел итоги года в формировании ESG-банкинга в России и рассказал о том, как в ближайшие годы будет развиваться это направление.
В начале сентября Совет Ассоциации банков России в соответствии с Основными направлениями деятельности на 2020-2022 гг. утвердил Положение о Проектной группе «ESG-банкинг»[1] и руководителя проектной группы – председателя Совета директоров ПАО КБ «Центр-инвест», профессора, д.э.н. В.В. Высокова. В начале декабря Совет Ассоциации заслушал отчет о работе группы, утвердил Дорожную карту и рекомендовал проф. В.В. Высокова в межведомственную рабочую группу при Правительстве Российской Федерации для учета мнения банковского сообщества при определении Целей устойчивого развития (ЦУР).
– Василий Васильевич, первый вопрос: почему проектная, а не рабочая группа?
– Рабочая группа – это кружок самообразования: все вместе надеются в ходе заседаний найти правильное решение. В проектной группе каждый представляет уже имеющиеся результаты своей работы, а все вместе складывает их в общий проект.
В работе проектной группы участвуют 44 человека: руководители Комитетов Ассоциации банков России по рискам, по правовым вопросам и финансовым технологиям, эксперты Банка России, Минэкономразвития, Минприроды России, эксперты банков – членов Ассоциации, а также эксперты рейтинговых агентств, консалтинговых компаний. За каждым членом проектной группы стоит не только статус, но и практический опыт, который нуждается в тиражировании и законодательном оформлении.
– Ассоциация банков России – некоммерческая организация, как будут строиться отношение с властными структурами?
– Во-первых – синхронно: созданная в сентябре проектная группа, в октябре согласовала дорожную карту по развитию «ESG-банкинга» в банковской сфере (основные направления, ожидаемые результаты, ответственные, сроки исполнения), а в ноябре Правительство приняло распоряжение[2] о структуре управления ЦУР: Минэкономразвития координирует ведомства, Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» разрабатывает правила, Минприроды согласовывает, Федеральные органы используют критерии, утвержденные Правительством).
Во-вторых, взаимовыгодно: Правительство нуждается в источниках финансирования Национальных целей и ЦУР, банки нуждаются в прозрачных правилах игры, проектах, механизмах и инструментах устойчивого финансирования.
В-третьих, конструктивно: контакты в проектной группе позволяют быстрее устранять разночтения в нормативных документах, еще до межведомственных согласований. В качестве примера, первый выпуск «титулованных» зеленых облигаций, потребовал стыковки нормативных требований Банка России, Московской биржи, верификатора и банка-эмитента «Центр-инвест». Специалистам хватило одного раунда переговоров.
– Еще год назад термин ESG банкиры уточняли в интернете. Как сейчас российские банки используют бизнес-модель ESG – банкинга?
– Почти 2/3 российских банков понимают, что такое бизнес-модель ESG–банкинга, 100% банков составляют годовой отчет, 50% – публикуют отчет по корпоративной и социальной ответственности, у 30% банков в портфеле есть проекты зеленой экономики. Но только 7 банков из первой сотни выполняют полный набор международных ESG-стандартов (отражение в структуре управления, планировании, управлении рисками и отчетности).
– Это значит, что Россия отстает от лучшей мировой практики ESG – банкинга?
– В отставании есть свои преимущества: нет иллюзий и издержек первопроходца, быстрее проходит освоение и внедрение. Уже сегодня очевидно, что утверждение национальной таксономии (списка и индикаторов учитываемых экологических, социальных и управленческих рисков) приведет к трансформации романтики ESG – банкинга к рутинной финансовой и нефинансовой отчётности (все станут зелеными и EGS), но, уверен, российский ESG – банкинг сохранит свои конкурентные преимущества:
– Как Банк России поддерживает/продвигает ESG – банкинг?
– Банк России выпустил для обсуждения Доклада Банка России «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации[3]». Ответы на вопросы анкеты в докладе показали, что банки готовы внедрять бизнес-модель ESG – банкинга, но при этом более 60% банков считают необходимым регуляторное закрепление стандартов оценки рисков, раскрытия информации и учета ESG – факторов, а также создание единого офиса (84% ответов).
Регулятор принял «Рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования»[4], а также внес в Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» дополнения (Главы 65-67), касающееся стандартов эмиссии «зеленых», социальных и инфраструктурных облигаций.
Московская биржа организовала сектор устойчивого развития[5], включающий сегменты: «зеленых» облигаций, «социальных» облигаций и национальных проектов.
ВЭБ.РФ представил в июле текущего года Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской федерации[6] и таксономию зеленых проектов в качестве приложения к ним[7] в виде перечня проектов, которые ВЭБ.РФ рассматривает как зеленые. Учитывая новый статус ВЭБ.РФ, эта таксономия после утверждения Правительством станет основой, позволяющей использовать бюджетные средства и стимулы другими участниками рынка при реализации ESG – проектов.
– Что еще надо сделать по мнению Проектной группы?
– Участники Проектной группы в рамках Дорожной карты «ESG банкинг» представили свои оценки текущей ситуации, проблемам и нормативно-правовым решениям для продвижения ESG – банкинга в России (в скобках приведена частота высказанных предложений):
Правительству Российской Федерации необходимо подготовить решения:
Банку России необходимо принять решения:
– Как проходит реализация Дорожной карты «ESG – банкинг в России»?
– Члены рабочей группы направили в ВЭБ.РФ предложения по корректировке Методических рекомендаций по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской федерации[8] и таксономии зеленых проектов[9], которые, кроме технических и редакционных замечаний, касались:
Проведены консультации и уже исключения разночтения нормативных документов Банка России, Московской биржи и рейтинговых агентств для выпусков зеленых облигаций банками. Первый выпуск зеленых облигаций, титулованный по всем новым российским и международным стандартам правилам, был размещен банком «Центр-инвест» накануне обсуждения Дорожной карты в Совете Ассоциации.
Участники проектной группы приняли выступили на международной конференции «Ответственные инвестиции в СНГ и Черноморском регионе»[10].
Английская версия первого российского учебника «ESG – banking: made in Russia»[11] представлена руководителям международных финансовых организаций и на сайтах The Banker и Euromoney.
В соответствии с графиком Дорожной карты члены проектной группы уже направляют отчеты о проделанной работе и готовят предложения для нормативных документов, программ обучения, мониторинга продвижения ESG – банкинга. Мы внимательно следим за процессами интеграции международных стандартов раскрытия информации, будем предлагать наш креативный опыт.
– Можно ожидать, что в скором времени российские банки перейдут на модель ESG – банкинга?
Идеальных решений для бизнес-моделей, в том числе ESG – банкинга, в чистых стратегиях нет. Решения существуют только в смешанных стратегиях, многократном повторении разных вариантов. Поэтому необходимо накапливать опыт ESG – решений, тиражировать лучшее, обобщать в нормативные документы.
[1] ESG (Environmental, social and governance) – бизнес-модель основанная на Экологической, Социальной и Управленческой ответственности.
обсуждение