При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Алексей Саватюгин, аудитор Счётной палаты, в прямом эфире Finversia рассказал о своём отношении к денежно-кредитной политике Банка России, к закону о категоризации инвесторов, к плоской шкале налогообложения и к другому ключевому законодательству финансового рынка.
«Идеальных законов не будет никогда»
Заявленная тема встречи – «Финансовый рынок: игра без правок» – как нельзя лучше с самого начала проиллюстрировала позицию гостя Яна Арта, главного редактора портала Finversia.ru. Позиция Алексея Саватюгина, имеющего почётное звание заслуженного экономиста Российской Федерации заключается в том, что наши законодатели должны остановиться в «раже законодательства»:
– У нас вносятся поправки не только в Конституцию. Сотни поправок вносятся в Гражданский кодекс, в Налоговый кодекс. Не проходит квартала, чтобы не было серьёзных изменений в ключевых законах. Да, порою поправки бывают необходимы, но часто они избыточны. Иногда лучше остановиться и объявить мораторий на изменения, чтобы инвесторы привыкли к правилам игры. Ведь идеального закона не будет никогда. Не бывает так, чтобы закон устраивал всех участников рынка.
Ян Арт спросил, неужели есть недовольные даже таким законом, как закон «О страховании вкладов в банках», 177-ФЗ, от 2003 года?
– Конечно. Например, самый крупный наш банк – Сбербанк – оказался в числе проигравших. Логика тут более, чем объяснима, ведь этот банк вряд ли обанкротится, в тоже время он наполняет фонд, из которого выплачиваются компенсации, наполовину. Так где справедливость?!
От континентальной к англосаксонской
Другой темой разговора стала тема мировых правовых систем. Саватюгин считает, что российская правовая система больше похожа на континентальную – с доминированием крупных банков и крупных же собственников. Специфика России в доминировании государства и патернализме. Англосаксонская же модель больше ориентирована на защиту миноритарных акционеров:
– Но сейчас мы видим, что структура нашего рынка сдвигается. Мы видим это на примере массового прихода частного инвестора на фондовый рынок.
По итогам ноября 2020 года количество открытых брокерских счетов частными инвесторами достигло 8 млн.
Впрочем, по мнению Саватюгина, это процесс неоднозначный:
– В этом году, в самый разгар коронакризиса, на фоне падения реальных доходов, на фоне роста безработицы и так далее, мы увидели массовый приход частного инвестора на фондовый рынок. Кому от этого хорошо? Очевидно, что бенефициарами этого процесса выступают брокеры и биржа. А также те инвесторы, которые успели вовремя вложиться и выйдут с плюсом. А кто-то может сильно разочароваться.
Экономист обратил внимание, что на российском рынке фактически отсутствуют новые размещения и инвесторы вынуждены покупать друг у друга одни и те же ценные бумаги.
– Массовый инвестор пришёл на рынок, где нет IPO. Где новое value? Где компании, которые привлекают через размещения деньги?
«Зачем понадобился закон о категоризации инвесторов?»
В этой связи сама собой возникла тема недавно принятого закона о категоризации инвесторов.
– Изначально инвесторы воспринимали этот закон в штыки. Однако, после, по мере консультаций с рынком, закон был существенно доработан, – напомнил Ян Арт.
– Хорошо, пусть так. Депутаты прислушались к рынку, хорошо. Но скажите, лично вам как инвестору стало лучше от этого закона? – спросил в свою очередь Алексей Саватюгин.
Главная претензия экономиста заключается в том, что квалифицированным инвестором может стать человек, которому досталось, условно, наследство, стоимостью в 6 млн рублей. При этом человек может совсем не иметь опыта работы на фондовом рынке.
– Сейчас уже поздно спорить, закон принят и его нужно исполнять. Но я до сих пор не услышал достаточных аргументов, зачем он вообще понадобился? Где счастье? Что улучшилось? Есть законы, которые вообще можно не принимать.
Схожая позиция Саватюгина и в отношении пенсионной реформы, которая постоянно видоизменяется последние два десятилетия.
Прогрессивная шкала налогообложения
Эксперт также высказал своё отношение к шкале налогообложения.
– Я сторонник плоской шкалы. Я помню, как она впервые была внедрена в начале нулевых. Это было очень позитивной реформой в то время. Однако, прогрессивная шкала больше подходит для нашего менталитета – её легко оправдать аргументами справедливости.
Между тем, мировая налоговая наука не пришла к единому мнению насчёт плоской или прогрессивной шкалы, добавил Саватюгин:
– А ещё может быть прогрессивная шкала не на доходы, а на потребление. Если человек инвестирует, он не платит налогов. А если начинает потреблять – возникает налог. Таким образом государство поощряет граждан инвестировать, а не потреблять.
Саватюгин также вспомнил такого экономиста, как Роберт Фрэнк, который оправдал прогрессивную шкалу. Его аргументы состоят в том, что в современном мире важен относительный уровень дохода, а не абсолютный.
Криптовалюты и цифровые активы
– Не ждите, что наши монетарные власти позволят эмиссию других, кроме рубля, валют, – отметил Алексей Саватюгин. – Криптовалюты могут быть использованы для инвестиций и расчётов, но не в качестве платёжного средства.
– Я внимательно прочитал закон о цифровых финансовых активах, – продолжил эксперт тему цифровых финансов. – Я рад, что в законодательстве появилась новая правовая сущность. Только я не понял, а зачем вообще нужны эти цифровые деньги? Любой закон имеет бенефициаров. Кто является таковым в законе о ЦФА? Кому будет счастье? Пока непонятно…
Москва.
обсуждение