Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

Ассоциация форекс-дилеров пытается обуздать нелегальную рекламу

Аа +
+3 -0

Вчера на площадке Государственной Думы форекс-дилеры обсудили с представителями ФАС, правозащитных и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка целесообразность повышения ответственности за незаконную рекламу финансовых услуг.

Ассоциация форекс-дилеров выступила организатором круглого стола «Реклама финансовых услуг на примере рынка форекс: проблемы административной ответственности», который состоялся в Госдуме 9 июля. Встречу модерировал депутат Государственной Думы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. По его словам, нарушения законодательства о рекламе особенно остро ощущаются в сфере финансового рынка, поскольку здесь они могут вызывать негативные социальные последствия.

Состояние рынка рекламы – неудовлетворительное

Евгений Машаров, руководитель Ассоциации форекс-дилеров, рассказал о предложениях, которые подготовила АФД. Суть поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) – в увеличении административной ответственности за незаконную рекламу финансовых услуг. По мнению Евгения Машарова, штрафы за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (Статья 14.3) необходимо увеличить для граждан – до 50-100 тысяч рублей, для должностных лиц – до 100-150 тысяч рублей, для юридических лиц – до 0,3-1,5 миллионов рублей. Отдельно предлагается прописать норму о том, что распространение рекламы финансовых услуг без наличия лицензии по соответствующему виду деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2-2,5 тысяч рублей, на должностных лиц – 4-20 тысяч рублей, на юридических лиц – 0,3-1,5 миллионов рублей.

Эти меры позволят справиться с потоком нелегальной рекламы рынка форекс, количество которой резко увеличилось после отзыва ряда лицензий форекс-дилеров в конце прошлого года, полагают в АФД. Особенно много незаконной рекламы в сети интернет, в том числе в социальных сетях. «Несмотря на все усилия, предпринимаемые профессиональным сообществом и ФАС России, текущее состояние рекламы рынка форекс остаётся неудовлетворительным» – сказал руководитель АФД.

Личины рекламы: рейтинги брокеров, обучающие центры, книги, торговые платформы

Генеральный директор ВТБ Форекс Александр Сокологорский признался, что его беспокоят сайты с предложениями торговли на рынке форекс через нелицензированные компании, которые выдаются в первых строках поисковых систем при вводе запроса «форекс». Поисковики «пропускают» такие сайты, поскольку они представляют собой не страницы финансовых компаний, а информационные ресурсы с рейтингами брокеров, аналитикой и т.п. По мнению Александра Сокологорского, подобную практику необходимо искоренять, хотя с точки зрения законодательства рекламой она не является. «Конечно, не надо блокировать весь ресурс, там может быть много полезной аналитической информации. Но кнопка «Купить» рядом с названием или логотипом брокера разве не является рекламой услуг?», – задал риторический вопрос глава ВТБ Форекс.

Евгений Машаров добавил, что реклама услуг на финансовом рынке также не должна маскироваться под рекламу обучающих услуг и книг. «Бывает, что человек пришёл учиться, а ему через 15 минут уже всё объяснили, и он уже торгует не на демо-счёте, а на реальном счёте», – рассказал руководитель АФД. В свою очередь, многие рекламируемые книги о форексе примечательны тем, что их авторы – трейдеры и аналитики, работающие в офшорных компаниях.

Председатель Комитета по контролю за деятельностью членов АФД Дмитрий Майборода рассказал о нескольких кейсах успешного взаимодействия Ассоциации форекс-дилеров с УФАС по городу Москве, благодаря которым незаконная реклама услуг на рынке форекс была устранена, а виновные – наказаны. Нелегальная реклама услуг форекс-компаний часто маскируется под рекламу торговых платформ и серверов, что формально также не является нарушением и позволяет обходить требования законодательства о рекламе, добавил Дмитрий Майборода.

Круглый стол «Реклама финансовых услуг на примере рынка форекс: проблемы административной ответственности»
Круглый стол «Реклама финансовых услуг на примере рынка форекс: проблемы административной ответственности»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Ответственность пугает только ответственных

Эксперт Комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт выразил опасение, что увеличение штрафов обернется проблемой для добросовестных рекламодателей и рекламораспространителей, а не для представителей «чёрного» рынка финансовых услуг. «Борьба с недобросовестными участниками рынка зачастую напоминает цунами большее, чем сами недобросовестные участники», – сказал Ян Арт. По его мнению, необходимо уделять внимание в первую очередь проработке существующих механизмов контроля за незаконной рекламой. Кроме того, стоит помнить, что преимущества нелегалам обеспечивает, в первую очередь, разнообразие услуг и удобство их получения. Заместитель генерального директора, контролер «Финам Форекс» Владимир Волков поддержал данную точку зрения и призвал работать над улучшением торговых условий лицензированных форекс-дилеров.

Директор Центра компетенций цифровой экономики РЭУ им. Плеханова, заместитель председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Сергей Безделов отметил, что главная проблема в обсуждаемой проблематике лежит в сфере уголовной ответственности, а не административной. Административную ответственность за незаконную рекламу финансовых услуг он охарактеризовал как «замки для честных». Эксперт призвал направить усилия на повышение финансовой грамотности населения: «Нужно объяснять: «Если ты пойдёшь в этот чёрный или серый лес – ты можешь просто потерять все деньги»«.

Генеральный директор «Альфа-Форекс» Сергей Николюк предложил ограничивать платежи в адрес «явно мошеннических» финансовых организаций, которые рекламируют свои услуги.

ФАС соблюдает осторожность

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина пояснила, что далеко не все сайты, баннеры и сообщения рассматриваются ведомством в качестве рекламы, и это является нормальной практикой. Часто оказывается проще выявить рекламораспространителя, чем установить, кто является непосредственным заказчиком, бенефициаром рекламного сообщения, в связи с чем его бывает сложно привлечь к ответственности. Поэтому увеличение административной ответственности за незаконную рекламу финансовых услуг можно обсуждать, но такая мера не приведет к решению имеющихся проблем. Татьяна Никитина призвала СРО АФД пропагандировать лучшие рекламные кейсы в сфере рынка форекс.

Сергей Ильин, заместитель генерального директора по правовым вопросам НПФ «Согласие» (члена АНПФ) отметил, что саморегулируемые организации финансового рынка должны координировать усилия в сфере борьбы с незаконной рекламой и выходить с общими инициативами и предложениями.

Обсуждение продолжится

Нельзя сказать, что АФД получила безоговорочную поддержку своих предложений со стороны экспертов, однако все участники круглого стола согласились с тем, что в отношении нелегальной рекламы необходимо продумывать новые меры воздействия.

Было принято решение сформировать рабочую группу по вопросам совершенствования законодательного регулирования рекламы финансовых услуг и развития добросовестной конкуренции среди профессиональных участников рынка ценных бумаг с приглашением представителей Федеральной антимонопольной службы России, СРО АФД, Банка России, Государственной Думы и других заинтересованных лиц.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)