При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России готовится навести порядок в аудиторской индустрии. Аудиторы со страху цепляются за малозначимые буквы и детали в будущем контуре регулирования. Бизнес смотрит на это с плохо скрываемым пренебрежением.
Таковы, если вкратце, основные итоги состоявшегося по инициативе «Деловой России» 30 июня в Москве круглого стола «Что нужно учесть при реформе аудиторской отрасли?». Но обо всем по порядку, а самое главное – с аргументацией каждой из сторон в этой уже бесчисленной по счёту реформе аудиторской индустрии.
5 человек в компании – это однодневка
Аудиторов ждёт новая радикальная реформа, раз за неё взялся Банк России, учитывая опыт реформирования многих других финансовых секторов экономики. Первое, что «светит» аудиторам – это существенное сокращение количества самих организаций. Как пояснил во вступительном слове Павел Гагарин, генеральный директор «Градиент Альфа» и модератор дискуссии, среднее количество аудиторов в компаниях составляет 5 человек:
- Вот смотрите сами. У нас 26 тысяч аттестованных аудиторов и около 5 тысяч аудиторских компаний. Разделите одно на другое, и вы получите 5 человек. Очевидно, что ряд компаний аудиторскими не являются по определению. Это просто фирмы однодневки, которые осуществляют незаконную деятельность, служат для выдачи неправомерных аудиторских заключений.
Следствием такой структуры рынка является проблемы с демпингом – ведь «фирма-пустышка» может легко снижать цены, не заботясь о качестве услуг и не даёт возможности большим крупным компаниям оправдать себестоимость. Специалисты, технологии, опыт стоят дорого. Риски, которые несут незаконные аудиторы оценить просто – это некачественная оценка, введение инвесторов в заблуждение, внезапные банкротства предприятий со всеми вытекающими налоговыми и социальными последствиями. Сам Гагарин предстоящую передачу регулирования в ЦБ и новое законодательство об аудиторах поддерживает, но просит не рубить с горяча:
- Чтобы при рубке леса не летели щепки – те, которые лететь не должны, - пояснил он свою позицию и позицию «Деловой России».
Аудиторы – Банку России
Татьяна Ильинова, руководитель департамента аудита «Градиент Альфа» перечислила основные замечания к озвученным для обсуждения предложениям от Банка России.
По её словам, нужно сохранить обязательный аудит для некоммерческих объединений, поскольку они работают в интересах общества. Что касается численности аудиторов в организациях, то тут эксперты озабочены предлагаемой ЦБ нормой в 12 человек.
- Непонятно о каких аудиторах идёт речь – с обычными или едиными аттестатами? Если речь идёт о единых аттестатах, то данное ограничение является существенным ограничением и дискриминационным, поскольку не способствует развитию МСБ в регионах. Если эта норма будет закреплена в законе, организациям придётся обращаться за аудитом в организации более крупных регионов. А это приведёт к росту цен, - пояснила Ильинова.
Дело в том, что в трети регионах страны по 12 аудиторов просто не наберётся. К примеру, в Ульяновской и Саратовской их всего 11. На Сахалине и в Тамбовской области таковых всего 6. В некоторых республиках Северного Кавказа аудиторов с нужным аттестатом вообще нет. Опасения у экспертов «Градиент Альфы» вызывает и новый порядок, касающийся критериев отчётности. Ильинова предлагает Банку России не внедрять новые критерии, а руководствоваться нормами международного аудита. С этого года таковые нормы являются для аудиторов обязательными. Ещё одно замечание к ЦБ касается создания надстройки над существующей архитектурой рынка аудита. Это будет некий орган, который будет выполнять функции контроля, при этом в этот орган нельзя будет попасть членам существующих в индустрии СРО.
- Считаем необходимым оставить за аудиторским сообществом право проверки контроля качества работы своих членов. Сам принцип СРО и есть контроль и ответственность за свою деятельность. Мы бы хотели, чтобы запрета на вступление в орган контролирующий деятельность аудиторов не было, - перечислила Ильинова последние важные замечания.
Гагарин согласился со своей подчинённой, но нормы по количеству аудиторов посчитал не соответствующими эпохе.
- В эпоху всеобщей роботизации в этом нет смысла, поскольку часть аудита новые технологии позволяют проводить дистанционно. Большой проблемы не будет, - заметил Гагарин.
К высказанным замечаниям к ЦБ Людмила Козлова, председатель правления СРО «Российский союз аудиторов», добавила свои. По её словам, нельзя исключать из закона норму об обязательном аудите, поскольку в этом случае по множеству компаний возрастут риски для инвесторов и государства. Не устраивает «Российский союз аудиторов» и дополнительное обязательное страхование ответственности аудиторов, а также критерии по установлению доли рынка от ЦБ. Опасается Козлова, что аудиторские заключения будут признаваться судами заведомо ложными, а критерии достоверной отчётности нечётко определены.
Банк России – аудиторам
Виктории Степаненко, заместителю руководителя департамента корпоративных отношений ЦБ, по хронологии круглого стола дали слово чуть ли не последней, а стоило бы дать раньше – так часть вопросов была бы снята сама собой.
- Критерий по объёму выручки важный, его нужно оставлять. Согласно нашему рабочему сценарию, аудит должны проходить компании, которые удовлетворяют одному из следующих требований: либо объем выручки превышает 800 млн рублей, либо сумма активов бухгалтерского баланса 400 млн рублей, либо численность работников превышает 100 человек, - рассказала Степаненко.
Позиция ЦБ заключается в том, чтобы «не создавать спрос на профессию аудитора требованиями федерального закона», чтобы любое аудиторское заключение имело «содержательную сущность» и было востребовано рынком.
Касается численности состава у ЦБ позиция компромиссная. Регулятор предлагает ограничить численность в 12 человек, при этом 3 специалиста должны быть с обязательным аттестатом.
- Но и этот вопрос обсуждается. Речь идёт, чтобы на рынке не появлялось пустых фирм, - пояснила представитель ЦБ.
Кроме этого, в ЦБ не собираются запрещать совмещать работу аудитора в нескольких организациях – лишь просят, чтобы как минимум 3 человека в организации более нигде не работали. Степаненко настаивает на том, что аудиторские компании были достаточно крупными для того, чтобы иметь возможность делать свою работу качественно.
- Как в случае с реформой рейтинговых агентств. Хорошие специалисты стоят недёшево, технологичные решения стоят денег. А как может себе позволить такое компания с оборотом в 200-300 тыс. рублей?! Как она обеспечит высокие стандарты качества? – поставила вопрос ребром Виктория Степаненко и заверила собравшихся, что ЦБ готов к любому диалогу и поиску взаимовыгодных решений для отрасли и экономики в целом.
Законодатели – аудиторам и Банку России
Выступления законодателей были кратки, исчерпывающие и по делу.
Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, начал с того, что рынок зачищать крайне необходимо ввиду большого количества «липовых» и штампованных заключений и это даже не обсуждается.
- При этом сохранить все здоровое, что существует. Особенно речь идёт о российских компаниях. Я знаю много хороших аудиторских наших компаний, - заметил Аксаков.
Он поддерживает желание регулятора освободить множество компаний, а также общественных организаций от обязательного аудита:
- Я встречаюсь с владельцами МСБ, они часто жалуются, что вынуждены платить за аудит, который потом кладут на полку. Но мы, как законодатели, готовы рассмотреть вопрос по размеру выручки. Это предмет для дискуссии.
Что касается СРО, то миссия первого уровня контроля должна сохраниться, уверен депутат.
- Надо делегировать полномочия от ЦБ. При этом ЦБ должен будет жёстко спрашивать, чтобы не повадно было, нельзя проявлять мягкости, которая не редкость для СРО, - заметил Аксаков.
Предложения по страхованию ответственности ему понравились. Аксаков сообщил, что официальных предложений от ЦБ ещё не поступило. Надеется, что в осеннюю сессию Госдума будет обсуждать реформу отрасли обязательно – с привлечением экспертного сообщества.
Николай Журавлев, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, дополнил предложения Аксакова. Он считает, что аудиторы должны пройти такую же реформу, как и рейтинговые агентства.
- Касательно лицензирования или аккредитации в реестр я пока ответить не могу. Вопрос открыт. Сначала мы думали, что должны быть лицензии, но может быть это будет и двухуровневая система по аналогии с универсальными и базовыми банковскими лицензиями. Если компания проводит аудит крупных компаний, то вероятно нужна прямая лицензия. Если нет, то возможно там стоит сохранить саморегулирование.
Что касается численности, основному месту работы или совмещений, ограничений по выручке и тому подобное, то Журавлёв считает, что эти вопросы может вообще не стоит прописывать в законе, а отдать «на откуп» регулятору - на уровень подзаконных актов.
«Давайте зафиксируем полномочия государства!»
Очень примечательна оказалась реплика от Алексея Руфа, председателя совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности в РФ. Руф с горечью рассказал, как отрасль реформируют, не переставая, с 1987 года. И как с каждым годом государство забирает у бизнеса функции регулирования, контроля и создаёт все более сложные и сложные правила игры. Которые не облегчают работу аудиторов, а наоборот, делают её все дороже и запутаннее. Руф подверг резкой критике саму идею передачи регулирования в ЦБ, поскольку ЦБ не является органом государственной власти и аудиторы будут ЦБ «не нужны». По его словам, у государства также нет заинтересованности в достоверной отчётности.
Руф вспомнил, как ещё в 2003 году президент страны подписал указ, который предполагает постепенный отход государства от вмешательства в рынок:
- Но этот указ, ясное дело, не выполняется. Президент тогда понял, что все умные свалили в бизнес, а функция контроля осталась у государственных органов. И президент сказал, что необходимо ограничить вмешательство государство. Сейчас необходимо, наконец, зафиксировать раз и навсегда, что регулирует, а что нет государство. Это не плач Ярославны, как и просили…
- Да уж. Это смех Ярославны, - с грустью заметил Гагарин.
И… грех Ярославны
Наконец, кульминацией этого круглого стола стало выступление управляющего партнёра Management Development Group Дмитрия Потапенко. В жёстких выражениях бизнесмен выразил суть происходящей реформы, её цели и ответил, наконец, на главный вопрос: «А зачем бизнесу аудиторы?».
- Нужно целится не в аудиторскую отрасль, а чтобы возникала следственная связь – не потерять нам деньги. Чтобы была возможность использовать аудит в качестве минимального инструмента защиты в суде. Хотите обязать всех проходить аудит? Не вопрос - мы будем, как и раньше, покупать заключения. Переплачивать не будем, сделаем собственные аудиторские компании. Мы же все взрослые люди и у каждого из нас в кармане печатей, как у дурня фантиков. Целится надо выше! Чтобы бумага являлась защитой, чтобы вы сами почистили рынок. От себя любимых.
В рамках круглого стола с репликами и выступлениями отметились: Дмитрий Гришанков, президент «Эксперт РА», Антон Данилов-Данильян, сопредседатель федерального межотраслевого совета «Деловой России», Илья Попов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Фармфорвард», Елена Петровская, генеральный директор СРО «Ассоциация российских магистров оценки» и другие.
Москва.
обсуждение