При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На пятой практической конференции «IdTech-2018: идентификация и биометрия в финансовой отрасли, практика и перспективы», состоявшейся 14 ноября, банкиры, вендоры, представители регулятора и эксперты пели старые песни о главном – про то, как страна преобразится, когда все сдадут, наконец, биометрию. Тем временем, спустя четыре месяца после запуска Единой биометрической системы, в базе данных насчитывается едва ли три тысячи сданных шаблонов. Банкам это не выгодно.
Конференция, которую организовало издание «Банковское обозрение», началось с того, что Эльман Мехтиев, вице-президент Ассоциации российских банков и ведущий мероприятия, зачитал выдержки из письма от РСПП о рисках клонирования паспорта при сдаче биометрии. Правда, Мехтиев воздержался назвать авторов письма, но портал Finversia.ru об этом писал несколько дней назад.
Тема биометрии и живая, и мёртвая одновременно – смотря с какой стороны посмотреть. Живая – потому что едва ли не каждую неделю проводятся конференции и круглые столы на эту тему. Мёртвая же потому, что спустя четыре месяца после запуска Единой биометрической системы (ЕБС) количество шаблонов, собранных банками, насчитывает, по словам Мехтиева, всего три тысячи. Впрочем, сами банкиры предпочитают уклоняться на прямой вопрос, сколько образцов биометрии они собрали, отделываясь общими словами о том, что «за биометрией будущее» и в таком роде. Так, например, было на очередной профильной конференции и не только на ней.
Число зверя и Антихрист
Письмо про клонирование паспортов Мехтиев попросил прокомментировать Ангелину Акименко, руководителя проекта департамента финансовых технологий Банка России:
– Мы видели и не такие обращения, за это время наслушались и про число зверя, и про Антихриста, и про то, что мы код личности насаждаем. Я к этому отношусь философски. Да, механизм новый, внедрение идёт тяжело. Не может всё пройти бесшовно. Мы работаем над этим. Сделали первый тяжёлый шаг к цифровому пространству.
Мехтиев вспомнил в связи с этим, что в первоначальной концепции ЕБС предполагалось, что биометрию будут брать на Почте России и в отделениях МФЦ. Но в итоге было решено, чтобы этим занимались банки:
– Так, чтобы банкам было невыгодно это делать. Правда, хорошо, что регулятор нас слышит и пошёл на послабления. Например, не исключено, что банки с базовой лицензией не будут заставлять это делать, они смогут собирать биометрию в добровольном порядке.
На это Акименко возразила, что подготовка к запуску ЕБС заняла два года, и банки заявили, что готовы собирать образцы. А вот МФЦ сказали, что они не готовы.
Акименко признала, что банки, чтобы начать собирать биометрические шаблоны, должны провести комплекс дорогостоящих мероприятий.
Стоимость подключения к ЕБС составляет от 4 до 6,5 млн рублей
Оснащение одного банковского офиса оценивается в 4 млн рублей, иногда эта цифра доходит до 6,5 млн рублей.
Представитель регулятора ответила также на вопрос, почему собрано так мало образцов:
– Потому что мало продуктов, которые можно получить посредством этой системы. Мы сейчас думаем, как расширить количество продуктов, чтобы у людей был стимул. И мы всегда готовы идти на компромисс с банками в части смягчения требований по оснащению оборудованием своих отделений.
Олег Ковпак, директор офиса «Единая Биометрическая Система» Ростелекома, заметил, что банки могут использовать ЕБС для своих внутрибанковских процессов, для антифрода, для подтверждения транзакций. При этом он признал технологические проблемы, с которыми сталкиваются банки, когда начинают подключаться к ЕБС и рассказал, что вскоре будет выпущен «типовой продукт по информационной безопасности» – чтобы можно было бесшовно интегрировать ЕБС в системы банка.
«А надо было это делать ещё несколько лет назад»
Андрей Федорец, генеральный директор IDSystems, рассказал, что из 100 банков, которые подключились или собираются подключиться к ЕБС, половина использует решения от IDSystems:
– Да, до сих пор банки не понимают, зачем всё это им нужно. Мы им говорим, что это не страшно, а затраты, которые они несут, нужно было сделать ещё несколько лет назад – в рамках обеспечения информационной безопасности. Если бы они это сделали, то на оснащение первого офиса, им нужно было потратить не более 2,5 млн рублей. А не 4-6,5 млн рублей.
Акименко подтвердила, что с запуском ЕБС были вскрыты «большие недоработки по информационной безопасности»:
– Согласна, что банки должны были сделать это уже давно.
Андрей Хрулев, директор по бизнес-развитию направления биометрических систем ЦРТ, сделал презентацию про возможности хакеров подделать биометрические данные:
– Чтобы защититься от таких способов мошенничества, нужно просто убедиться, живой ли клиент или нет – нужно убедиться, моргают ли глаза, есть ли мимические движения губ и так далее. А кроме того, никогда не должно быть стопроцентного совпадения с шаблоном, который в базе. Это должно настораживать.
А в Белоруссии всё хорошо
Наталья Штевнина, заместитель председателя правления Единое расчётное и информационное пространство, рассказала, как они в Белоруссии с успехом запустили сбор биометрических данных ещё в конце декабря 2015 года.
– Правда и у нас долгое время было мало шаблонов в базе, пока мы не запустили услугу получения кредитной истории посредством биометрии. Сейчас мы готовимся подключать к системе юридические лица, госорганы, почту, страховые компании и так далее.
Представителя Белоруссии спросили, а было ли случаи фрода, и Штевнина ответила, что ни одного.
На второй сессии конференции банкиры рапортовали, сколько отделений в их банках уже готовы собирать биометрические образцы, но сколько собрано таких образцов говорить отказывались. Общая ситуация – образцы сдают преимущественно свои же клиенты, но банкам это не нужно.
Готовность банков
Павел Чеботарёв, начальник управления по развитию инициатив в области финансовых технологий Совкомбанка, рассказал, что 80-90% сдавших анализы – клиенты банка.
Ксения Андреева, руководитель отдела развития дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Райффайзенбанка, рассказала, что её банк запустил в качестве пилота только одной отделение – в Москве:
– Активной рекламы по биометрии нет ни у одного банка. Надеюсь, что спрос мы увидим позже.
По её словам, цель присоединения к ЕБС состоит в том, чтобы на обслуживание одного клиента уходило не как сейчас 25 минут, а около двух минут.
Сандип Шарма, руководитель центра развития электронных продуктов и сервисов для розничных клиентов Альфа-Банка, признался, что сдавать биометрические анализы приходят люди, «которым это интересно», чтобы протестировать технологию.
Нужно подключать госорганы
Елена Медведева, руководитель направления новых технологий интернет-кредитования Банка Хоум Кредит, заявила, что система заработает только тогда, когда к ЕБС подключаться другие сервисы:
– Вплоть до смены паспорта и получении прав.
Марина Фролова, заместитель директора по операционной деятельности Росбанка, привела в пример зарубежный опыт – когда люди, у которых сданы биометрические образцы проходили таможню без очереди, не показывая никаких документов:
– А остальные им завидовали.
Биометрия для сейфовых ячеек
Дмитрий Корэ, директор по работе с государственными заказчиками, начальник отдела по работе с ключевыми клиентами РТ Лабс, предложил банкам использовать биометрию для повышения эффективности обслуживания своих же клиентов:
– Почему нет? Можно сделать через биометрию доступ к сейфовым ячейкам? А также реализовать, наконец, концепцию «Безбумажного офиса».
В заключении банкиры дружно проголосовали за всемерную популяризацию биометрии.
Москва.
обсуждение