При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Одним из самых доходных активов в этом году стала нефть. Но это ещё не предел – ожидания барреля по $100 и даже по $120 становятся всё более реальными. Что может остановить восхождение цен? Политика ОПЕК, очередная волна пандемии или наметившаяся рецессия в экономиках ведущих стран?
На 4 ноября запланировано заседание ОПЕК+, от которого эксперты не ожидают сюрпризов: согласно консенсусу, картель не пойдет на дополнительное увеличение добычи. А это значит, что остаётся всё меньше барьеров для дальнейшего роста цен. В начале ноября цены откатились от своих пиков в $86,36, однако это не конец восходящего тренда. Есть все основания, что баррель продолжит дорожать. Чего в этой связи ждать от нефтегазовых бумаг? От роста экономики и фондовых рынков в целом? На эти темы попытались ответить эксперты, приглашённые Финамом.
Встреча ОПЕК+
Сергей Кауфман, аналитик Финама, считает, что у ОПЕК нет поводов отходить от ранее утверждённого плана наращивать добычу на 400 тыс. б/с ежемесячно:
– Рынок нефти находится в дефиците, и многие потребители уже сейчас подгоняют альянс наращивать добычу ускоренными темпами.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, согласен с коллегой:
– Мотивов для оперативного пересмотра добычного режима пока нет. Brent пока выше $80 за баррель - и это комфортный уровень для ОПЕК+.
Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион", также полагает, что “сюрпризов ожидать не стоит»: ОПЕК+ сохранит шаг повышения добычи и это поддержит нефтяные котировки.
Иран и санкции
Андрей Верников, директор департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "Универ Капитал", считает, что США заинтересованы в снижении цен на нефть, а поэтому переговоры с Ираном пройдут успешно:
– Поставки начнутся с небольшим временным лагом и рост будет постепенным. За 6-9 месяцев Иран нарастит добычу на 2 млн барр./сутки.
Цены к концу года: $100? $120?
Александр Пасечник, полагает, что $90, учитывая фактор высокого спроса на энергоносители в зимний период в Северном полушарии:
– Стодолларовый рубеж к январю быкам будет преодолеть крайне сложно - так как ковид-риски растут из-за мутаций коронавируса и посредственных успехов мировой вакцинации.
«Стодолларовый рубеж к январю быкам будет преодолеть крайне сложно. Из-за мутаций коронавируса и посредственных успехов мировой вакцинации», - Александр Пасечник, Фонд национальной энергетической безопасности
В Финаме прогнозируют $85-90 за баррель.
Но в «Регионе» считают, что уровень в $90 возможен, но он продержится “крайне недолго» и вскоре скорректируется вниз.
Какая цена устроит всех?
В “Универ Капитале» уверены, что если цены и дойдут до $120, то это будет ненадолго.
- Проблема в том, что сырьевой рынок разбалансируется даже при превышении спроса над предложением на 1,5%. Загнать нефть в этот диапазон надолго это нетривиальная задача, учитывая массу неопределенностей, включая Covid-19.
При заложенной в бюджете цене в $43 нефтяников устроит $60-70, да и многих устроит. Срок окупаемости проектов в нефтегазе большой, а цены $100 и выше грозят кризисом мировой экономики и падением спроса после чего цена опустится в район 30 долларов.
«Срок окупаемости проектов в нефтегазе большой, а цены $100 и выше грозят кризисом мировой экономики и падением спроса после чего цена опустится в район 30 долларов», – Андрей Верников, “Универ Капитал”
В “БКС Мир инвестиций" считают, что цены выше $80-85 за баррель начинают разрушать спрос, но сейчас все энергоносители очень дорогие, и нефтепродукты еще даже можно считать дешевыми. Долгосрочный баланс находится где-то в диапазоне $55-65 за баррель. При текущих ценах рентабельны практически все нефтедобывающие проекты мира. Сложность в том, что процесс увеличения производственных мощностей дело не быстрое, и оперативно добавить на рынок больше баррелей существенно труднее, чем изъять их.
Большим объемом резервных мощностей, которые могут очень быстро войти в строй, располагает Саудовская Аравия, но, если она увеличит добычу в обход других участников ОПЕК+, это поставит под угрозу существование альянса. Поэтому ОПЕК+ не торопится увеличивать добычу, получая бенефит от высоких цен и утешая потребителей прогнозом профицита в 2022 году.
Доля нефтегаза в портфеле
Какой она должна быть, по версии экспертов в связи со сложившейся ситуацией?
– Если о фактической, то в октябре народный портфель, публикуемый Московской биржей, включает акции Газпрома с долей в 31,9%, – сообщил Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций".
При этом, по словам аналитика, нефтегазовый сектор “будет привлекателен на горизонте полугода», поскольку опыт 2020-2021 годов показывает, что прогнозы по commodities с разницей в полгода могут очень сильно отличаться.
Валерий Вайсберг из Региона подсчитал, что для Саудовской Аравии достаточно иметь цену в $70-80 за баррель, для ОАЭ - $65-70 за баррель, для России - $45 и выше.
Нефть и высокие технологии. Близнецы-братья или...?
Игорь Галактионов, аналитик БКС, полагает, что нефтяной рынок насыщен - производственные мощности уже превосходят совокупный спрос, и аналитики ожидают пик по спросу в течение ближайших 10-15 лет:
– В этих условиях цифровизация сектора - это конкурентная борьба за маржинальность и перспективы долгосрочного выживания на высококонкурентном рынке. Полагаю, что рынок учитывает этот фактор в широком смысле, хотя отдельные эмитенты вполне могут быть недооценены.
Валерий Вайсберг подчеркивает, что крупнейшие нефтяные компании в значительной степени реализовали возможности повышения производительности труда, которые дает автоматизация:
– В России этот фактор скорее работает на сокращение разведочных затрат, в добыче резерв повышения производительности труда еще весьма и весьма высок. По оценкам Rystad Energy, речь может идти о потенциальном высвобождении полутора сотен тысяч работников.
Москва.
обсуждение