При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В ходе панельной дискуссии «Регуляторные и надзорные новации по обеспечению условий для добросовестной конкуренции» участники обсудили такие темы, как «Стабильность или конкуренция?», что следует понимать под добросовестной конкуренцией, стоит ли наделять Банк России функциями по антимонопольному регулированию и нужно ли нам внедрять положения Базеля-3.
Базель 3 способствует конкуренции
Последнюю тему прокомментировал Василий Поздышев, заместитель председателя Банка России. По его мнению, именно внедрение норматива Н6.1 – в рамках Базеля-3 – заставит крупные банки делится бизнесом с небольшими банками.
Поздышев попросил присутствующих ответить, о чём данный норматив и участники не сразу ответили правильно. Даже после того, как Поздышев в шутку пообещал за правильный ответ отменить проверки до конца этого года.
Норматив 6.1 – это норматив по максимальному размеру риска концентрации.
- Мы получаем много критических замечаний со стороны банков по данному нормативу, однако внедрение именно данной нормы приведет к усилению конкуренции между банками, поскольку заставит крупные банки делить поляну с мелкими. Политика тут не при чём. Дело в том, что во всех странах наблюдается ярко выраженная тенденция к концентрации капитала. При этом у нас в банковской системе мы расцениваем этот уровень как средний, но уже ближе к верхней границе.
Поздышев также напомнил, что именно Банк России выступил с инициативой допускать банки к бюджетным средствам исходя из их рейтингов, а не размера и участия государства в капитале банка.
ФАС поделится с Банком России полномочиями
Андрей Кашеваров, заместитель главы ФАС, одобрительно отнёсся к идее наделить Банк России некоторыми функциями Федеральной антимонопольной службы:
- Мы считаем, что ЦБ должен отвечать за развитие конкуренции. Поэтому передача этих функций ЦБ - вполне логичная история. Мы выступаем за сорегулирование сектора совместно с ЦБ.
И стабильность, и конкуренция
Ольга Гончарова, директор Департамента сбора и обработки отчётности некредитных финансовых организаций Банка России, подробно остановилась на непростой дилемме «Стабильность или конкуренция».
- Какой банк не стремится разрушить стабильные условия, чтобы получить конкурентные преимущества? В этой связи у Банка России сложная задача: и одновременно развивать конкуренцию и обеспечивать стабильность. Однако, как мне кажется, мы справляемся с этой задачей, по крайней мере, есть определенные успехи по данному направлению.
Елизавета Данилова, директор Департамента финансовой стабильности Банка России, поддержала коллегу:
- Да, конкуренция и стабильность связана очень сложными связями. С одной стороны, конкуренция способствует экономическому росту. С другой стороны, исследования показывают, что если в секторе присутствует очень высокая конкуренция, то участники сталкиваются с ростом рисков и постоянным сокращением маржи.
Данилова привела в пример Канаду – страну с высокой концентрацией капитала в банковском секторе.
- При этом Канада очень хорошо прошла кризис. А вот в Швейцарии, напротив, были проблемы, хотя там такая же высокая концентрация капитала, как в Канаде. Это говорит о том, что приоритетными должны становится вопросы регулирования.
В Банке России обеспокоены ростом необеспеченного кредитования, поэтому с 1 сентября 2018 года ступили в силу повышенные коэффициенты по резервированию по таким кредитам.
- Мы будем тщательно мониторить ситуацию, и, я не исключаю, что мы можем повысить коэффициент еще раз – с 1 января 2019 года.
Кроме того, Данилова напомнила, что с 1 октября 2019 для банков станет обязательным расчёт долговой нагрузки при кредитовании заёмщика и все банки будут обязаны запрашивать кредитные истории в БКИ.
Новые технологии – новые посредники
Порассуждать на тему роли новых технологий в обеспечении конкуренции попросили Артёма Сычёва, заместителя директора Департамента информационной безопасности Банка России.
Сычёв категорически не согласен с тезисом, что новые технологии убирают посредников.
- Изначально и мы так думали – что новые технологии упрощают потребителям доступ к услугам – однако мы видим, что между услугой и банком появляется новый посредник – в виде этой самой технологии.
Сычёв затронул и тему безопасности новых технологий.
- Мы считаем необходимым включить требование соблюдения вопросов безопасности ещё на стадии разработки технологий. Потому что потом будет сложнее исправлять. Контрольные точки нужно закладывать сразу.
Иван Зимин, и. о. директора Департамента финансовых технологий Банка России, считает, что все проекты Банка России направлены на развитие конкуренции.
- Взять, к примеру, наши платформенные решения – механизм удалённой идентификации, систему быстрых платежей и регуляторную песочницу.
За консультационные проверки бизнеса
Свою позицию по состоянию конкуренции в секторе озвучил Василий Высоков, председатель Совета директоров банка «Центр-Инвест». По его мнению, чтобы сократить риски нужно внедрять новые технологии. При этом приоритетными остаются и задача соответствовать всем требованиям регулятора и задача конкурировать между собой.
Высоков также высказался за рост доли консультационных проверок бизнеса со стороны различных регуляторов.
Итоги опроса
Подводя итоги панельной дискуссии, Михаил Алексеев, председатель правления ЮниКредитБанка, презентовал результаты опроса участников этой сессии. В опросе приняло участие 30 человек
На вопрос, насколько в настоящее время велик уровень концентрации капитала, лишь 6% ответили, что этот уровень «не так велик». 44% опрошенных считают, что концентрация капитала велика, а ещё 34% - что избыточна.
Две трети опрошенных полагают, что конкуренция ведётся нерыночными методами. 22% полагают, что «бывает по-разному». Лишь 13% считают, что конкуренция носит справедливый характер.
47% опрошенных считают, что уровень свободы торговли в мире снижается, а 90% - что конкуренции снижается. Лишь 13% опрошенных заявили, что мир – по-прежнему, зона свободной торговли.
Наконец, участников опроса попросили ответить на вопрос, будут ли озвученные на Форуме инициативы способствовать более здоровой конкуренции в секторе? 22% ответили, что «нет, ничего не поможет». 63% полагают, что инициативы помогут, но «ситуацию кардинально не изменят». И лишь 16% согласны с тем, что инициативы окажутся «хорошим подспорьем бизнесу».
Сочи.
обсуждение