При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В Москве открылся 14-й ежегодный форум «Розничные банковские услуги в России», организованный Adam Smith Conferences. В первый день форума, 15 ноября, делегаты всесторонне обсудили состояние рынка.
Быть сдержаннее
Старший управляющий директор, главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников заявил о необходимости адаптации экономики и банков к новым макроэкономическим реалиям. Перейдя от общего к частному, он отметил, что сейчас крайне необходимо сдержать рост потребительского кредитования, как того и добивается главный регулятор – Банк России. «Доходы населения не растут, но люди продолжают брать кредиты под 18% годовых. Надо избежать социальных дефолтов. Мы не можем себе позволить, чтобы в стране был сколько-нибудь значительный рост потребительского кредитования. При этом Центробанк не против роста ипотеки» - добавил Михаил Матовников.
Далее главный аналитик Сбербанка поведал о том, что многие отрасли экономики сейчас испытывают трудности. Среди них строительство, недвижимость, торговля и другие. Доходы населения, по прогнозам, не будут быстро расти. Курс рубля останется достаточно низким, но волатильным. При этом анонсированное снижение инфляции будет очень болезненным как для банков, так и для экономики. В сложившихся условиях главным фактором роста экономики может стать экспорт. Михаил Матовников обрисовал возможности экспорта отечественных товаров, приведя в пример ивановский текстиль, который уже продается по всему миру, а также автомобильные двигатели и кондитерские изделия. «Пока во внутренних отраслях спад, расти будет экспорт. Это наша единственная надежда» - невесело резюмировал докладчик.
Руководитель департамента потребительского кредитования «Citi Россия» Юрий Топунов вернул дискуссию в русло банковских услуг. Он сообщил, что Россия остается крупным рынком частного банковского обслуживания. Банки стали выдавать кредиты «аккуратнее», теперь они нацелены на средний класс. Ситуацию с кредитными рисками удалось стабилизировать. «Регулятор призывает нас быть скромнее!» - отметил эксперт. Ставки по депозитам просели, но население не забирает деньги из банков. Депозитный портфель по-прежнему находится на рекордно высоком уровне – более 23 трлн. рублей.
Банки активно кооперируются с fintech-компаниями, хотя еще недавно считалось, что те придут на смену банкам, напомнил Юрий Топунов. Факторы роста онлайн-сегмента – это высокая скорость принятия кредитных решений и отсутствие необходимости предоставления дополнительных документов. «Клиенты голосуют за то, чтобы не ездить по отделениям. Банки стали чаще инвестировать освободившиеся средства в мобильные разработки и т.п.» - заявил спикер. Однако бурному развитию мешает дополнительная регуляторная технологическая «нагрузка». Кредитные организации продолжают тратить значительные ресурсы на законодательно-обусловленные разработки (НСПК/Мир, интеграция ГИС ЖКХ и т.д.)
Хлеб с маслом… и не только
Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России, снова обратилась к макроэкономике. Ее презентация демонстрировала, что в мире замедлился рост потребительских расходов. В частности, в России он сейчас составляет <0%. То есть наша страна находится в зоне глубокого кризиса. Между тем, «в индустрии платежей все как раз очень неплохо». Оборот по пластиковым картам вырос в РФ с 2010 по 2015 год более чем на 50%. Уровень проникновения безналичных оборотов в потребительские расходы будет расти. Сейчас он составляет 22%, а за ближайшие 5 лет удвоится, уверены в Visa. (Для сравнения, в США данный показатель уже составляет 42%, в Китае 55%.)
Екатерина Петелина призвала коллег не уходить с головой в модные инновации. «На чем банки делают деньги именно сейчас? Ваш «хлеб с маслом» - это зарплатные карты» - напомнила она. Причем в качестве «икры» на этом «бутерброде» выступают премиальные карты. Огромный драйвер роста – карты с лояльностью (cashback, баллы, мили и т.д.). «Пластиковые карты могут меняться на другие формы оплаты (мобильный телефон, часы, даже специальное кольцо), но платежная система как система инфраструктуры никуда не денется» – заявила чуть позже Екатерина Петелина в ответ на реплику из зала о скорой «смерти» пластиковых карт.
Выходя на трибуну, вице-президент Ассоциации региональных банков России Алина Ветрова посетовала, что основные ее мысли уже высказал коллега из Сбербанка. «Хочется добавить оптимизма, но почвы для этого маловато. Розничный сектор находится в зоне пристального внимания регулятора, не с целью его развития, а с целью сдерживания» - подтвердила вице-президент АРБР. В несколько более привилегированном положении находятся системы безналичных платежей. Центробанк создает условия, в первую очередь, для развития карты «Мир», но это благотворно влияет и на остальные платежные системы.
Выступающая рассказала о нескольких актуальных для отрасли законопроектах, в том числе о новом проекте изменений в процедуру несостоятельности (банкротства) физлиц в части ее упрощения (исключения управляющих) и сокращения сроков. Принятие законопроекта, по словам Алины Ветровой, может побудить людей просто не гасить кредиты. АРБР намерена вносить предложения изменений в проект закона.
На ипотечной ниве
Руководитель управления секьюритизации компании «ВТБ Капитал» Андрей Сучков затронул тему секьюритизации ипотеки. Спрос на ипотечные ценные бумаги сегодня есть со стороны пенсионных фондов, управляющих компаний и даже банков, заверил он. При этом новые принятые в этой сфере нормативы стали «если не запретительными, то ограничительными». Объем секьюритизации в 2015-16 годах снизился. Сейчас нормативные требования последовательно смягчаются, но инвесторам нужны дополнительные стимулы. Например, освобождение от НДФЛ купонного дохода по ипотечным ценным бумагам. Такой законопроект создавался, но пока не нашел поддержки. «Без активной позиции регулятора и инвесторов этот рынок не будет быстро развиваться. Банкам должны быть доступны разные инструменты секьюритизации. Это станет стимулом для развития, для снижения ставок по кредитам» - заверил собравшихся Андрей Сучков.
Такие разные…
После перерыва на кофе три очень разных участника банковского рынка рассказали о своих «стратегиях успеха».
Начал Сергей Капустин, заместитель председателя правления, главный директор по управлению рисками «ОТП Банка». «Какой урок мы извлекли из кризиса? Пусть мы выдадим немного меньше кредитов, но они все будут прибыльными и у нас будет безопасный портфель в случае возможного ухудшения макроэкономической ситуации» - описал он один из основных принципов стратегии банка. Докладчик рассказал, что в середине 2012 года на рынке начала расти доля просроченных платежей, как следствие определенной «перегретости» рынка. Активно «закручивать гайки» банк начал чуть позже – в середине 2014 года. Затем, в декабре 2014 – I квартале 2015 случилось «все плохое, что могло случиться» (резкое повышение ставки рефинансирования ЦБ, увеличение рисков, снижение процентной маржи). Тогда риск-критерии уже были максимально ужесточены. Сергей Капустин напомнил, как в 2015 году ряд банков активно занимались реструктуризацией проблемной задолженности. Это позволило им лишь на время замаскировать проблему. Сейчас многие из этих банков не могут выйти на прибыльность.
Председатель правления «Тинькофф Банка» Оливер Хьюз рассказал о создании универсального финансового супермаркета Tinkoff.ru. На его базе будут продаваться как собственные проекты «Тинькофф Банка», так и партнерские продукты. «Таким образом мы создаем объединение всех существующих финансовых услуг. Мы перевернули идею интернет-банка. Наша задумка – предоставить наши лучшие в России интерфейсы клиенту любого банка» - объяснил Оливер Хьюз. В «супермаркете» можно приобрести страховой полис, получить автокредит или ипотеку и т.д. «На свои виртуальные полки мы не будем выставлять кого угодно. Мы несем ответственность за партнеров» - пообещал представитель «Тинькофф Банка». На сегодняшний день с проектом работают семь российских банков.
Огромный контраст возник между выступлением Оливера Хьюза и докладом следующего участника – управляющего директора «Совкомбанка» Андрея Спивакова. «В основном мы рассматриваем себя как оффлайновый банк, - сделал он смелое, по нынешним временам, заявление. – Онлайн-часть для нас – это просто некий необходимый элемент, но в нашу стратегию развития он не входит». Сейчас сеть отделений «Совкомбанка» состоит из 1600 точек. До конца 2017 года планируется открыть еще 800 точек, из них 300 – в 2016 году. (В то время как большинство банков массово сокращают количество отделений.) «Такое ощущение, что коллеги просто гонятся за новизной. Мы же хотим меняться, но дисциплинированно» - заявил Андрей Спиваков. Сеть офисов банка представлена преимущественно в малых городах, целевая аудитория – люди 45+. Одно из устойчивых конкурентных преимуществ – предоставление живого общения.
Понемногу обо всем
В продолжение форума началась интерактивная дискуссия «Российский банковский ритейл сегодня и завтра», акцент в которой был сделан на кадровую политику банков. Представители ведущих кредитных организаций рассказали, как привлекают, мотивируют и удерживают нужных специалистов в сегодняшних реалиях. После состоялась сессия практических примеров и круглые столы по банковским продуктам: потребительским кредитам, карточным продуктам, private banking, ипотеке.
На второй день форума «Розничные банковские услуги России» – 16 ноября – запланировано обсуждение различных аспектов дистанционного банковского бизнеса, цифрового маркетинга и коммуникации, а также управления опытом клиента и повышения качества сервисного обслуживания.
Москва.
обсуждение