При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ФАС обязал операторов связи устранить неравные условия sms-рассылок банков.
19 июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предупреждение операторам мобильной связи ("Вымпелком", "МТС", "Мегафон", "Т2 Мобайл") о прекращении дискриминационных действий при организации банковских sms-рассылок.
В конце 2017 года ФАС получила обращение Национального совета финансового рынка (НСФР), подписанное его руководителем Андреем Емелиным, в связи с увеличением цен за sms для клиентов. В своём обращении НФСР отмечал, что с 1 декабря 2017 года МТС осуществил «необоснованное, резкое прямое увеличение стоимости СМС-сообщений для кредитных организаций». По данным НСФР, рост цены за отправку одного сообщения составил 100−120% — с 0,68−0,75 рублей до 1,5 рублей. А после принятия в феврале 2018 года закона, обязывающего банки информировать заемщиков о задолженности и остатке лимита кредитования при совершении каждой операции по карте, затраты банков из-за неоправданного увеличения стоимости sms-рассылки значительно увеличились.
В феврале 2018 года эта проблема была вынесена на заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации. По итогам заседания было дано поручение Федеральной антимонопольной службе провести соответствующее расследование. В марте 2018 года этот вопрос был поддержан Ассоциацией банков России. В письме, подписанном её президентом Георгием Лунтовским, сообщалось, что по данным опроса ассоциации, в котором приняло участие 37 банков, рост цен на СМС-сообщения с начала 2018 года отметили 80% кредитных организаций. «Подорожание услуг операторов связи приведет к увеличению в 1,5–2,5 раза расходов на СМС-информирование клиентов», — говорилось в письме. В Ассоциации банков России подчеркнули, что в ноябре 2017 года тарифы повысил «Билайн», в феврале 2018 — МТС, «МегаФон» и Yota, в марте было «очередное повышение» тарифов у «Теле 2», а в апреле предстоит очередное повышение тарифов у «Билайна».
В обращении, на которое ссылалось издание «КоммерсантЪ» приводились данные, по МТС повысила тарифы на 110% (в среднем с начала года), «МегаФон» — на 76%, «Билайн» же отменил возможность отправлять сообщения на латинице, в результате чего объем уведомления и его стоимость выросли в два раза. При этом результаты опроса также показали, что 98% банков используют СМС-информирование клиентов; с помощью СМС осуществляется 90–100% исходящих коммуникаций.
Поскольку дело так и не сдвинулось с мертвой точки, Национальный совет финансового рынка (НСФР) разработал декларацию «О намерениях кредитных организаций в связи с повышением стоимости СМС-сообщений со стороны операторов связи», предложив кредитным организациям присоединиться к ней.
«По результатам многосторонних консультаций, проведенных Национальным советом финансового рынка, отмечено произошедшее в период с декабря 2017 г. по март 2018 г. необоснованное, резкое увеличение стоимости СМС-сообщений для кредитных организаций со стороны операторов связи в размере до 293% за 1 сообщение. Также в указанный период отдельными операторами связи осуществлена отмена возможности отправки СМС-сообщений на латинице, что увеличивает объем сообщения и, соответственно, его стоимость в 2 раза», - отмечается в декларации.
Тем временем ФАС завершила расследование и вынес решение. По итогам расследования ФАС установила, что условия договоров между мобильными операторами и банками с государственным участием существенно отличается от условий договоров с другими кредитными организациями. Как отмечается в решении антимонопольный службы, «в таких действиях операторов связи ФАС России усматривает признаки <...> дискриминационных условий, при которых потребители услуг sms-рассылки поставлены в неравное положение».
В течение 14 дней операторам «большой четверки» надлежит устранить дискриминационные условия договоров, не допуская ухудшения существующего положения заказчиков смс-рассылки.
Кроме того, ФАС установила факт удорожания стоимости sms-рассылки «Вымпелкома» в два раза из-за отмены возможности транслитерации сообщений с кириллицы на латиницу. Эти действия компании «ВымпелКом» квалифицированы ФАС России как нарушение закона о защите конкуренции. Своим решением ФАС обязала «Вымпелком» отозвать уведомления об отмене возможности транслитерации sms-сообщений.
Москва.
обсуждение