При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Электронная торговля стала неотъемлемой частью повседневной жизни. В чем достоинства и недостатки действующего законодательства в сфере электронной торговли и что можно сделать для его совершенствования, обсудили участники конференции «Правовое регулирование электронной торговли в условиях развития цифровых технологий».
Finversia приводит выдержки из выступлений спикеров.
Юрий Трунцевский, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП:
– Электронная коммерция, конечно, оказывает глубокое влияние на все общество. И это заставляет крупных розничных торговцев открывать свои онлайн-подразделения, а в некоторых случаях вообще закрывать офисы и полностью переходить в интернет. Это не может не менять отношение людей к совершению покупок, расходованию денег. Можно сказать, что электронная коммерция изменила лицо розничной торговли и услуг, заставляя национальные экономики работать в направлении к переориентации всех процесс в сферу онлайн. Сама цифровизация заставляет компании адаптироваться к новым технологиям, предоставлять возможность экспериментировать с новыми продуктами и услугами. Но новые технологии также требуют новых организационно-правовых платформ и специальных финансовых систем, поскольку традиционные платежные системы становятся неэффективными для электронной торговли. При этом использование новых платежных систем, например, электронная наличность, является сложным, так как связано с юридическими вопросами и соглашением по международным стандартам.
Учитывая значительный рост электронной коммерции в последние годы, многие экономисты до сих пор продолжают спорить, скоро ли онлайн-рынок сделает физические магазины устаревшими. И, наверное, нет никаких сомнений в том, что интернет-магазины растут значительными темпами. Россия, кстати, дала мощнейший рывок на международном рынке, который вырос на 58% по итогам 2020 года. По прогнозам исследователей, в 2024 году он вырастет еще на 34%. Как и весь остальной мир, Россия идет в таком экспериментальном направлении.
Одна из основных задач, ради которой мы здесь собрались, касается эффективного правового регулирования рынка электронной торговли. Но для чего оно необходимо? Конечно, с целью создания условий ускоренного развития данной сферы и защиты прав потребителей. На мой взгляд, повышение доверия потребителя является краеугольным камнем – здесь нужны не только юристы, но все общество должно этому способствовать. Надо сделать так, чтобы рынок электронной коммерции не вызывал каких-либо опасений, и потребитель спокойно, без серьезных рисков мог бы стать его полноправным участником. Именно нарастающая цифровизация показала необходимость правового регулирования как новых сегментов экономических отношений, так и модернизацию сложившегося регулирования.
Олег Карпович, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России:
– Сегодня мы наблюдаем стремительный перевод в цифровую сферу многих аспектов повседневной жизни. Вместе с этим значительно возрастает скорость внедрения прорывных технологий и обеспечения широкого доступа к ним. Все это вместе несет большие возможности, но также и немалые риски. Поэтому закономерно, что вопросы надежного обеспечения международной информационной безопасности выходят на передний план глобальной повестки дня. К сожалению, на текущий момент ситуация в этой области далека от идеальной – мировое сообщество сталкивается с самой настоящей «киберпандемией», которая проявляется не только в виде посягательства на частную жизнь рядовых граждан, но она также характеризуется глубокой озабоченностью, которую вызывают акты кибертерроризма, рост количества нападений на международные организации и органы государственной власти, финансовые учреждения, образовательные структуры, объекты здравоохранения и социальные структуры.
Что касается позиции России, то она всегда демонстрировала желание создать универсальный документ в рамках ООН, который бы позволял регулировать весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности на мировом уровне. Но Российская Федерация неоднократно сталкивалась с противодействием со стороны коллективного Запада. Это приводит к тому, что России приходится убеждать своих партнеров, и стоит отметить, что некоторые успехи в этом направлении все-таки были достигнуты: в этом году наша дипломатия представила документ по вопросам кибербезопасности, который поддержали все 193 члена-государства ООН. Безусловно, информационная сфера требует повышенного внимания со стороны как России, так и многих других государств.
Анатолий Фоков, главный научный сотрудник Центра правовых исследований проблем правосудия Российского государственного университета правосудия:
– Опыт Китая демонстрирует, что проект «Золотой щит» позволяет однозначно блокировать любые цифровые платформы. И практика показывает, что обжаловать такое решение в судебном порядке очень трудно. На сегодняшний день многие страны имеют возможность вводить в одностороннем порядке и по любому основанию блокировку технологических платформ. Сегодня Китай во многом опережает большинство развитых стран по тем основаниям, что электронная торговля у них законодательно обеспечена. Так, с 1 января 2021 года действует новый кодифицированный Гражданский кодекс, который дает возможность осуществлять не только торговлю в электронном виде, но и защищать ее на своей территории.
Наши российские бизнес-структуры ограничены в развитии международной торговли. Именно поэтому нам необходимо совершенствовать правовое регулирование цифровых технологий, подготовить кадры для обеспечения цифровых экономик и разработать правовое обеспечение цифровой среды. Если мы в ближайшее время это сделаем, мы, конечно, совершим большой шаг в сторону развития цифровой торговли. Давайте корректировать наше законодательство с учетом уже сложившегося опыта развитых стран.
Олег Степанов, главный научный сотрудник Центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики:
– Когда мы рассматриваем проблему, которая представляет коммерческий интерес, мы не должны забывать о вопросах безопасности. И здесь ходить далеко не надо, достаточно вспомнить многочисленные факты мошенничества, которые захлестывают нашу страну, в результате которых многие граждане страдают, а реакция со стороны государства оставляет желать лучшего. И никакой особо эффективной деятельности, которая бы пресекала эти случаи, сегодня не наблюдается.
Когда мы говорим об электронной торговле, мы фактически говорим о том, что в рамках этого процесса безусловный приоритет остается за цифровым документом. При отмене бумажных документов человек фактически лишается материальных доказательств юридического существования. Неудивительно, что в нормативной базе вместо понятие «человек» все чаще используется термин «человеческий капитал». В правоприменительной практике такие вещи через некоторое время тоже будут находить отражение.
Электронная торговля – один из флагманов активного внедрения в экономическую деятельность цифровых технологий и отношений, которые эти технологии позволяют осуществлять.
Москва.
обсуждение