При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В рамках круглого стола по вопросам развития конкуренции в АРБ эксперты положительно оценили реформу регулятора, негативно – создание института саморегулирования и – настороженно – первое чтение законопроекта по пропорциональному регулированию.
Под впечатлением от съезда
Круглый стол в Ассоциации российских банков состоялся на следующий день после нашумевшего съезда. И, в некоторой степени, это мероприятие стало очевидным продолжением дискуссии на съезде.
Сергей Балакин, председатель правления Фора-Банк, озвучил свою позицию по ряду ключевых проблем, которые мешают сегодня развитию конкуренции в банковской отрасли:
- Во-первых, я не уверен, что крупный банк более финансово устойчив, чем мелкий. А нарушение конкуренции приводит к тому, что проигрывают все. В частности, это приводит к тому, что стоимость банковских услуг для клиентов возрастает. Во-вторых, нам нужно дать оценку расширению надзора, который мы видим. И дать оценку тому, что сегодня мы имеем шесть разных надзоров от ЦБ. В-третьих, мы опасаемся, что расширение надзора приводит к тому, что увеличивается нагрузка на коммерческие банки. Речь идёт и о законе 115 и о возложении ответственности при невозможности выполнять свои обязательства, вопросы, касающиеся судебных процедур по обращению взыскания заложенного имущества и другие.
Вадим Лосев, первый заместитель председателя «Нефтепромбанка» положительно оценил планы регулятора по реформе надзора:
- Ясно, что любая деятельность должна регулироваться. Если говорить о сегодняшнем моменте, то, то что декларируется со стороны ЦБ, выглядит красиво. И, если все эти планы реализуются, то нам будет работать куда более удобно.
Вместе с тем, банкира беспокоит проблема, которая уже набила оскомину – противопоставления регулятора и банков в части оценки риска.
- Мы сами прекрасно осознаем риски. Вот недавно мы получили требование ЦБ досоздать резерв по одному выданному нами кредиту. Но дело в том, что мы сами, ранее получив информацию по заёмщику этот резерв досоздали. Самостоятельно. Это я к тому, что мы сами заинтересованы в том, чтобы работать и работать долго. Хотелось бы чтобы регулятор не видел в нас врагов. Я работаю в «Нефтепромбанке» с 1994 года.
По убеждению Лосева, размер банка не есть гарантия его устойчивости. А вся надёжность госбанка заключается в том, что государство его в случае чего поддержит. Не более того, уверен банкир.
Региональные банки под угрозой вымирания
Зашла речь о пропорциональном регулировании.
Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики, рассказал собравшимся о том, что внимательно прочитал законопроект о пропорциональном регулировании, который прошёл недавно первое чтение в Госдуме:
- Но я не нашёл там никаких конкретных льгот для создаваемых региональных банков. Создаётся впечатление, что регионалам хотят, вместо «пряников» ещё и урезать сферы для деятельности. Моя идея проста: те банки, которые являются небольшими, должны иметь льготный режим регулирования. В США, например, такие кредитные учреждения могут позволить себе более высокие проценты по депозитам и более низкие проценты по кредитам. А вот в федеральном банке с клиента вполне могут взять комиссию за пользование банковской картой.
По словам Солодкова, если региональным банкам не дать преференции, они просто уйдут с рынка. Привлекать депозиты по повышенным ставкам они не могут – есть правило средней ставки по 10-и крупным банкам плюс 2 процентных пункта. С точки зрения активов такие банки так же находятся в невыгодном положении, поскольку юридические лица мигрируют в крупные банки и там же кредитуются:
- В прошлом году активы МФО выросли на 60%. И примерно на такую величину сократились активы мелких и средних банков. Если эти тренды сохраняться, то у нас вместо банков вскоре будут работать МФО. А МФО привыкли свои риски перекладывать на плечи заёмщика. Если же начать более жёстко регулировать МФО, то мы получим просто чёрный рынок, а не решение проблемы.
ССВ для юридических лиц?
Другая идея профессора из Высшей школы экономики заключается в том, чтобы создать Систему страхования вкладов для юридических лиц:
- Её нужно было создать ещё 10 лет назад. Только так можно сохранить пассивную базу для небольших банков. В США нет понятия юридического и физического лица – там страхуют счета всех, кто к ним приходит – на $250 тыс.
В связи с ССВ эксперты вспомнили и о такой проблеме, как «профессиональные вкладчики» - те, кто раскладывает – в рамках законодательства денежные средства в пределах суммы, гарантированной АСВ.
Сергей Балакин считает, что с этой проблемой нужно что-то делать, поскольку это ставит систему в уязвимое положение. Вадим Лосев с ним не согласен:
- Я раньше тоже придерживался такого мнения и говорил, что даже казино не следует запрещать. Однако, я поменял мнение. Уверен, что ССВ – вещь положительная. Не было бы ССВ, наша банковская система уже несколько раз могла исчезнуть.
Наконец, затронули такой вопрос, как саморегулирование.
Саморегулирование в банках?
- Вчера, на съезде АРБ Эльвира Набиуллина затронула эту тему – что нужно создать механизм, чтобы банки обеспечивали самоконтроль, выявляя недобросовестных коллег, - вспомнил Гарегин Тосунян, президент АРБ, - Это очень сложный вопрос.
Василий Солодков связал создание механизма саморегулирования с доверием к власти:
- Я помню, как много лет назад я ехал по МКАДу и меня пытались подставить две машины. Я позвонил в службу доверия и знаете, что мне ответили? «Не мешайте нам работать!» была реакция милиции.
Солодков положительно оценивает изменения, которые происходят в ЦБ:
- Мы видим, что в ЦБ проходят очень хорошие перемены. Меняется состав. Мы учим инспекторов с 2003 года, и видим, что приходят молодые и мотивированные сотрудники, которые нацелены на решения задач. Тем не менее, саморегулирование связано со сменой ментальности не только сотрудников ЦБ. Не думаю, что саморегулирование в банках – вопрос ближайшего времени.
Сергей Балакин и Вадим Лосев с целом с Солодковым согласились.
Москва.
обсуждение