При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Заседание на соответствующую тему 23 апреля провел Комитет по корпоративным финансам и рынкам капитала Ассоциации менеджеров при поддержке Московской биржи, на площадке которой на Воздвиженке и состоялось данное мероприятие.
Какие факторы в ближайшее время будут определять ситуацию на глобальном и на российском рынках? Как правильно рассчитать риски для бизнеса и как защищаться? Эти и другие вопросы стояли на повестке дня заседания, модераторами на котором стали Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, и Максим Лапин, финансовый директор, член правления Московской биржи.
Вадим Ковалев начал с шутки про то, что «после выборов в соседнем государстве у каждого невольно возникает мысль о хеджировании рисков». Максим Лапин, в свою очередь на примере такого явления, как волатильность, еще раз констатировал, что все в этом мире относительно. «Даже волатильность, о которой так много говорят экономисты, может проявляться как в негативном плане, например, когда что-то случается на фоне политических отношений, так и позитивном – когда есть ожидание роста», – сказал топ-менеджер Мосбиржи. После этого он предложил коллегам охарактеризовать текущую макроэкономическую ситуацию.
Екатерина Трофимова, партнер Deloitte в СНГ, согласилась, что операционные вопросы нужно рассматривать в контексте макроэкономической ситуации, в том числе в глобальном масштабе. В целом, ситуация в течение нескольких месяцев, прошедших с начала текущего года, по ее словам, оказалась далеко не «столь драматичной», как прогнозировали эксперты в конце прошлого года. «Очевидно, что регулирование, государственная политика во многом стали определяющими с точки зрения вектора развития финансовых рынков и макроэкономики. Мы видим, что путь поддержки ликвидности, по которому пошли некоторые страны, безусловно, позволил сгладить многие негативные экономические, финансовые и социальные эффекты», – сказала Екатерина Трофимова.
По ее словам, мир не пошел по пути очищения экономик за счет «кровопускания» – через боль и потери. «Но эти потери растянули на много-много лет вперед», – пояснила эксперт. Обещанного ужесточения не случилось. ФРС, по ее словам, очевидно, откладывает новый раунд увеличения ставки (хотя отдельные аналитики ее исключают ее снижения) до следующего года – аж до второй половины. Это значит, что ликвидность, по крайней мере, в ближайшие месяцы, будет. «Но с другой стороны, долговой пузырь в мировой экономике, который все наблюдают (развивающиеся рынки в меньшей мере), это, конечно, пугающая ситуация. Когда он взорвется, сказать сложно. И что с этим делать, категорически не ясно. Как бы Россию не изолировали, или мы сами не изолировались, наша экономика все равно глубоко интегрирована в мировую, тоже не избежит дополнительных спадов», – продолжила Екатерина Трофимова.
Она также добавила, что рано или поздно придется менять ситуацию со ставкой. «Пока только понято, что это произойдет не в ближайшие месяцы. «Банк России тоже будет следовать за изменением настроений мировых регуляторов, и с этой точки зрения разумно ожидать – есть для этого внешние предпосылки – снижения учетной ставки ЦБ РФ до уровня 7-7,25% к концу 2019 года», – озвучила прогноз эксперт.
Ликвидность, по ее мнению, будет важнейшей темой ближайших месяцев. «В позитивном, казалось бы, контексте. Прогноз по профициту ликвидности банковской системы на конец года – 3 трлн рублей. Это очень много. Со всеми вытекающими последствиями для ставок. Но есть и другая сторона – структурная проблема, связанная с дефицитом качественных заемщиков, качественных эмитентов. Количество игроков сокращается, что в свою очередь, влияет на ликвидность оборота ценных бумаг», – отметила представитель Deloitte.
На просьбу модераторов спрогнозировать, что будет с курсом рубля, Екатерина Трофимова ответила, что это «неблагодарное дело», но все же предположила, что российская нацвалюта в среднесрочной перспективе будет демонстрировать ослабление, сопровождающееся высокой волатильностью.
Сергей Романчук, директор операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка, между тем согласился «погадать на валютных курсах». При этом он процитировал одного из топ-менеджеров Сбербанка, который сказал, что банковского специалиста, который при совершении операций учитывает прогнозы по валютному курсу, нужно немедленно увольнять. «То, каким будет курс доллара к рублю, определяется не у нас, а мировой финансовой системой. Для России внешний фактор выходит через принятие инвесторами по всем миру рисков развивающихся рынков. Корреляция с нефтью сегодня сильно уменьшилась, хотя и сохраняется на уровне порядка 10%. Но гораздо больше зависимость от того, как поведет себя доллар по отношению к валютам других развивающихся рынков. А это, в свою очередь, является следствием политики ФРС и общего сентимента на рынках», – сказал Сергей Романчук.
В итоге, он «позволил себе предположить», что рубль в течение 2019 года будет укрепляться. ЦБ РФ, по его словам, сознательно проводит достаточно жесткую денежно-кредитную политику, оставляя для ключевой ставки «зазор» с тем, чтобы демпфировать риск оттока иностранных инвесторов в случае применения финансовых санкций. Это один из главных факторов, который обесценивал рубль в течение 2018 года. «Понимание того, что курс рубля и, соответственно, финансовая стабильность в России уязвимы относительно внешних шоков, заставляет ЦБ устанавливать ставку более высокой, делая рубль более привлекательным для кэрри-трэйда. Но сейчас – с уменьшением волатильности, с улучшением общего сентимента, вложения иностранцев в ОФЗ очень сильно выросли за I квартал 2019 года, составив около $31-32 млрд. И сточки зрения кэрри рубль выглядит прекрасно относительно других валют», – высказал мнение Сергей Романчук. Он добавил, что если покупка российских активов иностранцами продолжится, и не будут вводиться новые серьезные санкции, то мы вполне можем увидеть доллар и за 62 и даже за 59 рублей. «И будет очень странно, если ЦБ вмешается с увеличенными покупками. Тем самым он подорвет тот кредит доверия, который выстраивал все последние годы», – добавил эксперт.
– Честно скажу, что не знаю, каким будет курс валют. Если бы знал, то сидел не здесь, а на пляже на Мальдивских островах. Я четыре года работал за рубежом – в Международном валютном фонде. Одно из упражнений, которое у нас было каждый год – мы делали прогнозы по всему миру в отношении экономических агрегаторов, включая валютные курсы. И МВФ получал каждый месяц от всех ЦБ мира их прогнозы и отчеты о планируемой политике. Казалось бы, у кого может быть лучший инструментарий, чем у МВФ? Но что вы думаете? Ни разу МВФ не мог правильно спрогнозировать валютные курсы, по крайней мере, когда я там работал. Что же говорить о нас? – задал риторический вопрос коллегам Сергей Станковский, управляющий директор Ренессанс Капитал.
В свою очередь Роман Локтионов, директор по внебиржевым деривативам Московской биржи, Артем Мартиросов, управляющий директор ВТБ Капитал и Александр Смирнов, руководитель по корпоративным финансам и казначейству МТС рассказали об опыте хеджирования рисков, связанных с макроэкономическими факторами.
Москва.
обсуждение