Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

«Финансовый сектор вскормил ИТ-индустрию»

Аа +
+13 -0

На конференции «ИКТ в финансовом секторе», организованной CNews Conferences в отеле «Золотое кольцо» 30 марта, речь в очередной раз зашла об информационно-коммуникационных технологиях в финансовой сфере.

По мнению организаторов конференции, прозвучавшему во вступительном слове, «финансовый сектор буквально вскормил ИТ-индустрию». Добавим: и продолжает кормить. Поэтому мероприятия, посвященные финтеху, не теряют своей актуальности. Другое дело, что зачастую они практически неотличимы друг от друга.

Любимый цвет в переговорной банка

Как водится, в рамках первой сессии одна за другой следовали презентации различных ИТ-продуктов. В это время гости конференции, сидевшие в зале, периодически зевали, вздыхали, а иногда отпускали скептические комментарии вроде: «Ну-ну, пробовали, знаем». Это не мешало докладчикам живописать преимущества своих предложений.

Леонид Майзенберг, архитектор в представительстве Citrix в России и странах СНГ, напомнил об одном из последних трендов в финансовой индустрии: о переносе рабочих мест «туда, где они необходимы». Докладчик отметил, что от этой тенденции не страдает ни сотрудник, ни клиент, более того – она увеличивает продуктивность. Компания предлагает своим клиентам облачное размещение виртуальных десктопов и приложений. Это решение реализуется «совместно со старшим братом» - компанией Microsoft.

Большое внимание сегодняшний финтех уделяет цифровой безопасности. По мнению Майзенберга, в российском банковском секторе она находится на хорошем уровне – выше, чем в некоторых других странах. Он также добавил, что в последнее время разработчики приложений могут самостоятельно внедрять какие-либо несложные новшества, практически не обращаясь к службам ИТ.

В завершение Майзенберг привел интересный пример того, как может быть использован интернет-вещей. Технология сегодня «позволяет видеть, откуда пришел клиент, что он смотрел». Вместо того, чтобы показывать ему в браузере надоевшую контекстную рекламу, можно придумать более интересный вариант использования этих данных. Скажем, поменять подсветку в переговорной банка, где клиенту назначена встреча, приведя ее в соответствие с его любимым цветом. Лояльность клиента к банку повышается на подсознательном уровне.

«Думал, в меня полетит помидор!»

Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse, назвал свой доклад «Лучшие практики внедрения VDI в мире и РФ». Продолжая мысль предыдущего докладчика, он говорил о прелестях использования виртуальных рабочих столов (Virtual Desktop Infrastructure).

- Мир меняется, и меняется гораздо быстрее, чем мы успеваем на это реагировать – начал Комаровский. По его словам, ничего не остается, кроме как стараться вовремя реагировать на изменения.

Замена конечных рабочих мест – персональных компьютеров – в современных компаниях происходит ежегодно. Неизбежна постоянная миграция с одной операционной системы на другую. В последнее время этот процесс упрощается благодаря технологии VDI. Теперь не нужно переносить файлы с одного жесткого диска на другой.

- Если раньше все крутилось вокруг рабочего места пользователя, то теперь все крутится вокруг самого пользователя – сказал Комаровский. Тонкий клиент он сравнил с телевизором (на монитор передается только звук и картинка, все действия происходят на сервере).

По словам Комаровского, все крупнейшие банки в России используют VDI. При переводе на эту технологию благодаря энергосбережению экономятся миллионы рублей.

У VDI есть не только плюсы, но и минусы, неожиданно заявил спикер. «Какие?» - решил он спросить у зала. Ответом ему было напряженное молчание. «Думал, когда я задам этот вопрос, в меня сразу полетит помидор и скажут: «Дорого!»» - пошутил представитель Dell Wyse. И, как нетрудно догадаться, тут же стал опровергать озвученный тезис: «Я сегодня здесь весь день, у меня с собой калькулятор, можем вбить какие-то цифры и посчитать окупаемость». В конце выступления спикер начал получать вопросы из зала, и один из них был о стоимости продукта. Выяснилось, что она примерно в три раза выше, чем у некоторых других похожих продуктов. Но за качество надо платить, парировал Комаровский. И тут же решил подкрепить свои слова о качестве примером: «У нас есть заказчики, которые говорят: «Спасибо вам большое, мы не знаем, чем нам заняться на работе»».

Заведомо дефолтная линейка

Дмитрий Соловьев, технический директор Stack Group, рассказал, что более 50% клиентов компании – финтех. Последние полтора года заказчики уделяют особенное внимание катастрофоустойчивости ИТ-систем, и просят разные сервисы разносить по разным сайтам.

Соловьев призвал финтех «если не полностью, то частично передавать свои сервисы сервис-провайдеру». Это позволит «уйти от непрофильных направлений, сконцентрироваться на профильных бизнес-задачах», аргументировал он.

На данный момент банки практикуют вынос тестовых сред и сред разработки за пределы собственной инфраструктуры. Хотя, Дмитрий Соловьев тут же оговорился, клиенту выделяется пул ресурсов, и в дальнейшем ИТ-провайдер не имеет туда доступа. «Сложно судить, что там» - пояснил он.

Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании Терн, рассказывал о повышении конкурентоспособности банка благодаря использованию бизнес-аналитики. Она включает в себя анализ репутации контрагента, оценку его финансовой устойчивости, анализ кредитного портфеля, активности офисов.

- Некоторые офисы можно спокойно закрыть, ничего от этого не будет, а в другие клиенты так и идут, отбоя нет! – прокомментировал Федечкин. В этом случае нужно срочно переводить дополнительных сотрудников в «эффективные» офисы из «неэффективных».

Докладчик привел в пример историю «одного уральского банка», у которого в три раза выросла маржа по кредитам благодаря тому, что полностью поменялся подход к выдаче кредитов (само собой, вследствие грамотной бизнес-аналитики). Зачастую невозврат займов происходит из-за того, что «линейка продуктов заведомо дефолтная», уверен Федечкин. Чтобы не было «посмертного» бизнес-анализа, надо делать «предупреждающий», как бы ненавязчиво посоветовал он.

Видеофиксация и портрет, распечатанный на принтере

Александр Шаман, технический директор компании Системы Искусственного Интеллекта, заявил, что часто ездит по миру и пользуется разными банковскими приложениями. И пришел к выводу, что многие из них уступают российским. Это удивительно, констатировал спикер, потому что у российского банковского сектора не такое богатое прошлое.

Затем он перешел от рассуждений к насущным вопросам отрасли: «Отрасль киберпреступников не отстает от развития банковских технологий, а зачастую даже опережает». По его словам, люди часто зарабатывают на инсайде. Поэтому родилась идея создать видеофиксацию авторизаций, в том числе и для противодействовия утечкам внутренней информации. Предполагается видеофиксация с записью в единую базу данных, создание единого хранилища данных подозрительных лиц. Все это должно дать дополнительную защиту от атак и дополнительные возможности при расследовании инцидентов.

Конференция «ИКТ в финансовом секторе»
Конференция «ИКТ в финансовом секторе»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Основные виды атак сегодня – это «банковский троян» и атака удаленного рабочего стола. В первом случае попытки мошенничества распознаются и блокируются гораздо более успешно, чем во втором. При захвате смартфона злоумышленник получает на своем компьютере доступ ко всем его данным, включая отпечатки пальцев, смс и др., и без труда подтверждает списание средств. Сократить число таких атак призвана видеофиксация авторизаций. «А что, трудно показать камере портрет, распечатанный на цветном принтере?» - поинтересовались из зала.

Клиентский опыт превращается… превращается в деньги

Михаил Кузнецов, директор по продажам компании GridGain, Russia/CIS, решил поинтересоваться: «Кто в зале не из ИТ? Кто бизнес? Кто заказчик?». Поднялась одна или две руки. «Хорошо, что вы здесь есть» - задумчиво произнес Кузнецов и завел разговор о необходимых свойствах ИТ-продукта – масштабируемости, скорости и иже с ними. «Клиентский опыт превращается в деньги. Если он негативный, то деньги получит кто-то другой, а не вы» - напомнил спикер.

Генеральный директор Фабрика Юзабилити Максим Козлов затронул проблему качества контента landing-страниц банков. В ходе небольшого исследования выяснилось, что 40% людей не хватает имеющейся на них информации. А иногда клиенты, пытаясь зайти на сайт банка со своего смартфона, тут же покидают его по причине банального отсутствия мобильной версии. В качестве решения подобных проблем Козлов порекомендовал «встроить получение обратной связи в процесс работы над продуктами». Возглавляемая им компания оказывает услуги «тестирования сайтов реальными людьми». Привлекаются около сотни людей, они при включенной вэб-камере изучают сайт банка, пытаясь найти на нем ту или иную информацию, а затем рассказывают о своих впечатлениях. По словам Максима Козлова, нередко в записях можно услышать бранные выражения.

Во время кофе-паузы к собравшимся вокруг столиков громко обратился Андрей Комаровский: «У нас очень вкусные макаруны, угощайтесь, подходите к нашему стенду!». В подтверждение своих слов он даже поднял над головой вазу с пирожными. Но гости мероприятия остались равнодушны к этому призыву. Зато поток интересующихся не иссякал возле стенда Фабрики Юзабилити, где транслировались видеозаписи «тестирования сайтов реальными людьми».

И ночью, и утром первого января

После кофе-паузы стартовала вторая сессия. Зал заметно поредел.

Евгений Поляков, директор по электронному бизнесу УК «Альфа-Капитал», для начала решил сказать пару слов о компании: «У нас хорошие рейтинги, мы не Forex, не другие всякие сомнительные компании». Он сообщил о последних достижениях индустрии частных инвестиций: «Купить паи ПИФов теперь так же легко, как билет на самолет». В инвестиционные продукты легко зайти – порог входа по некоторым продуктам составляет 1000 рублей. «Легче, чем открыть депозит» - прокомментировал Поляков, и пообещал доходность от 10-12% годовых «по наименее рискованным продуктам». Затем он плавно перешел к теме конференции. Среди продуктов УК, доступных онлайн – индивидуальные инвестиционные счета, ПИФы и доверительное управление. Подписание договора происходит посредством смс. По словам Полякова, сегодня примерно 63% договоров подписываются в отделениях и 37% - онлайн. Причем активность клиентов онлайн отмечается в режиме 24/7 – и ночью, и «утром первого января».

- У нас есть технология, ноу-хау, каким образом можно продавать ПИФы без брокерской лицензии, аккуратно, в полном соответствии с законодательством - поделился вдруг Поляков. По его словам, брокерская лицензия зачастую – это проблема, в том числе для крупных онлайн-банков. Затем он рассказал о различных вариантах интеграции системы УК в системы банков для продажи инвестиционных продуктов.

По словам представителя Альфа-Капитала, больше всего инвестиционных продуктов приобретают люди от 30 до 40 лет, второе место занимает группа клиентов 50+ и третья – от 40 до 50 лет. Растет доля молодых клиентов – 22-28 лет. Доля онлайн-покупок постепенно увеличивается.

Облака или железо?

Павел Андрианов, директор департамента развития ИТ Национального расчетного депозитария, поделился, что в компании сделали выбор в пользу аутсорсинга, и наняли несколько подрядчиков. «И сейчас наши мощности зависят только от нашего бюджета» - отметил Андрианов. Все подрядчики работают по единым правилам. «Вендоры должны не просто получать с вас прибыль, но и ходить и общаться с вашими сотрудниками» - заявил Андрианов.

- Мы попытались аккуратно посчитать, что нам будет выгодно – покупать ли железо или использовать облака. Облако оказалось на втором году чуть дороже – развеял он популярный миф о дешевизне облачных технологий (распространяемый, разумеется, вендорами).

- Облака мы используем, но для каких-то конкретных коротких пилотов – поделился опытом представитель Национального расчетного депозитария. Он добавил, что все новые продукты компании делались внешними подрядчиками, и возникла некоторая зависимость от них. Но пока отказываться от аутсорсинга в НРД не планируют.

Конференция «ИКТ в финансовом секторе» завершилась масштабной открытой дискуссией о судьбах финтеха.

Москва.

фото события

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+13 -0
1820
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)