При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На форуме FinNext 2017, организованном компанией FutureBanking и ИД «Регламент», в очередной раз обсудили будущее финтеха. Встреча прошла на площадке Digital October, и началась она с динамичной «Битвы инноваторов».
Предваряя выступления своих коллег, на сцену «вне конкурса» вышел Роман Потемкин, основатель Wirexapp и уже не существующего проекта Instabank.
И бизнес превращается, превращается… в тыкву
Потемкин начал свой рассказ с поучительной истории взлета и падения Instabank. Клиентом этого банка можно было стать за две минуты, скачав приложение. Тут же начинала действовать виртуальная карта, с которой и на которую можно было перечислять деньги. В случае необходимости курьер привозил пластиковую карту, заказанную в приложении. Команда Instabank первой придумала, как реализовать денежные переводы между пользователями Facebook. «Была решена проблема денежных взаимоотношений между друзьями и близкими. С помощью Instabank можно было легко скинуться на подарок, разбить чек…» - вспоминает основатель проекта. Спустя полтора года после запуска, в 2014 году, банк имел около 10 тысяч пользователей. Instabank начинался с бюджета в 200 тысяч долларов, что не так много для стартапа, пояснил Потемкин, и спустя год эти деньги закончились. Сильное ослабление рубля по отношению к доллару в 2014 году помешало привлечь венчурные деньги. «В 2014 году, в мае, был принят федеральный закон, 110-ФЗ, который ограничивал хождение неидентифицированных банковских продуктов, и весь наш бизнес на виртуальных картах в одночасье превратился в тыкву» - рассказал Потемкин. По его мнению, большинство финтех-стартапов сегодня ориентируются на внутренний рынок, планируя «откатать» бизнес-модель в России и затем запустить ее за границей. А нужно сразу думать глобально, порекомендовал докладчик.
Ода биткоинам
Новый проект, в котором сейчас работает Роман Потемкин - лондонский стартап Wirexapp. Это приложение, которое решает проблему оплаты большинства товаров и услуг при помощи криптовалют. Оно работает со всеми основными криптовалютами. Пластиковые карты, заказанные в приложении, доставляются в 130 стран мира. С помощью Wirexapp, например, биткоины конвертируются в доллар, фунт или евро. То есть появляется возможность расплатиться ими в «магазине у дома». «Все думают, что биткоин – это анонимное средство платежа, хотя на самом деле это самая прозрачная валюта. Все операции записаны на блокчейн и публично доступны через web» - пояснил Роман Потемкин. Он рассказал еще немного о преимуществах и бурном росте биткоинов, отрекомендовав их как «средство для инвестиций», после чего уступил трибуну отечественным стартаперам.
«Держитесь там…»
«Битва инноваторов» проходила непринужденно, а местами даже весело. Все началось с настоящего шоу от стартапа Yango компании Septem Capital. На сцену вышел мальчик в костюме и бабочке, который начал бодро рассказывать, как его мама завела приложение Yango и с его помощью вложила средства с индивидуального инвестиционного счета (ИИС) в государственные облигации. Юный стартапер объяснил, что при этом она получит гарантированный доход в 12% годовых, а также налоговый вычет. Затем компанию ему составил мужчина, который сыграл роль Дмитрия Медведева. Он показал, как можно в личном кабинете приложения купить облигации в несколько кликов, а в конце, конечно, произнес крылатую фразу насчет того, что «денег нет». Зал, обрадованный столь неожиданной презентацией, просто ликовал.
Понемногу обо всем
Виталий Муттер из RnD Soft описал, как работает ЕСИА.Финанс – онлайн-платформа дистанционного заключения договоров для брокеров и управляющих активами компаний. Приложение позволяет пройти удаленную идентификацию и совершать необходимые операции онлайн. Из 2000 российских инвесткомпаний только у 15 на сегодняшний день есть описанный функционал, посетовал Муттер. «Все привыкли, что IT – это дорого и небезопасно. Понимая это, мы создали ЕСИА.Финанс в виде готового облачного решения, позволяющего финансовой компании избежать самостоятельной дорогостоящей разработки программного обеспечения, а также сэкономить на поддержке собственной ИТ-инфраструктуры» - отметил представитель RnD Soft.
Евгений Бабуров представил стартап Advisa – «виртуальную карту лояльности». Обычные программы лояльности порой неудобны, отметил он: нужно возить с собой и предъявлять массу карточек. Теперь же появилась возможность объединить все программы в мобильном приложении. Пользователи Advisa в конце каждой недели получают отчеты, позволяющие увидеть структуру собственных трат.
Станислав Бервячонок презентовал проект MySaldo.Ru – систему тотального обмена актами сверки.
В баню тайком от жены
Следом представляли сервис учета персональных финансов Cubux.net. Приложение позволяет вести домашнюю бухгалтерию онлайн. Предполагается, что супруги ведут бухгалтерию совместно и, в частности, видят все траты друг друга. При этом, если супруг пошел 31 декабря с друзьями в баню, он может отразить это в приложении, а может и нет – пояснили представители Cubux на живом примере, как устроен функционал приложения. Программой предусмотрена возможность фотографирования чека в том случае, когда нельзя расплатиться карточкой. Приложение довольно наглядно и имеет дружелюбный интерфейс.
Затем на сцене побывали представители сервиса Cashoff, позволяющего агрегировать в одном месте разные счета и карты, а также стартапа Sherlock, предлагающего систему управления текстовыми каналами коммуникации, а попросту говоря, чат-боты и мессенджеры для бизнеса.
Вячеслав Семенихин из 2can&ibox на несколько секунд задержался с выходом на сцену. «Прошу прощения, запутался в проводах» - пошутил он. Стартап, о котором пошла речь, представляет собой мобильный эквайринг, и включает в себя возможность, например, иметь кассу на обычном планшете. Семенихин рассказал, что сегодня около 15 компаний на рынке предлагают кассовые решения. «Но, как обычно бывает, выживут из них только три. И мы будем среди этих троих» - сделал он амбициозный прогноз.
Как это всегда бывает на супер-инновационных мероприятиях, спикеры периодически теряли контроль над кликером, а презентации не хотели открываться. Следующие выступающие, представители компании Krawlly, как их ни уговаривал модератор Олег Анисимов, не соглашались ничего рассказывать без презентации. Но покидая трибуну, они пообещали вернуться: «Вы нас еще увидите!».
На этом первый раунд «Битвы инноваторов» подошел к концу.
Разборчивый инвестор
Алексей Тельнов, директор по инвестициям iTech Capital, говорил о суммарном объеме инвестиций в финансовые инновации. Он растет в среднем на 47% в год и увеличился с 2 млрд долларов в 2011 году до 18 млрд долларов в 2016-м (если брать общемировые данные). Финтех сегодня привлекает более трети всех существующих инвестиций. Самые популярные проекты на данный момент – платежные. Но, по мнению Тельнова, хорошо профинансированы уже все ниши, и в дальнейшем доли рынка будут занимать существующие компании.
Фонд iTech Capital на рынке с 2011 года, но кандидатов на финансирование в финтех-среде нашел не сразу. Тельнов объяснил это так: «Тяжело было найти компании, которые бы отвечали требованиям по темпам роста финансовых показателей, операционных показателей, по бизнес-моделям, которые бы были достаточно окупаемыми, работали на рынках целевых, которые показывали хорошие темпы роста, и, как говорят американцы, которые давали бы потребителю с точки зрения продукта не какие-то витаминные решения, а являлись бы обезболивающими, решали их насущные проблемы».
Роботы-пиарщики
Второй раунд «Битвы инноваторов» начался с провокационного выступления компании Krawlly (их презентацию к тому моменту уже успели починить). Ее представители сообщили, что «все люди любят понтоваться», особенно в соцсетях, и заявили, что собираются «монетизировать эту сферу». Они разработали приложение, которое может делать публикации от имени клиента. Это происходит так: человек в сервисе вводит пароль от своего аккаунта в соцсети. Приложение анализирует его профиль. Затем робот начинает генерировать публикации, которые выставляют пользователя в лучшем свете и подчеркивают те его стороны, которые он сам решит подчеркнуть. Клиент одобряет контент, и он появляется на его странице. На вопрос о том, как разработчики приложения оценивают свою аудиторию, они ответили: «Россия, Китай, арабы – все любят понтоваться. Это миллионы людей по всему миру».
Георгий Фатеев из Cubux.ru представил продукт под названием «Революционная бухгалтерия для малого и среднего бизнеса». «Наконец-то информация, собранная бухгалтерским методом, будет представлена директору в удобном и понятном виде» - порадовался он. Жюри «битвы» заинтересовало, кто является клиентами данного продукта, на что Фатеев искренне сообщил: «Платящих клиентов нет, пристраиваем своим за бесплатно». Зал дружно захохотал.
Илья Кузнецов, сооснователь сервиса Seeneco, представил свой продукт BFM (Business Finance Management), то есть облачный сервис управления финансами бизнеса. «Сейчас сервисы BFM – это must have для банков. А ведь еще в 2013-13 годах не знали, что это такое» - напомнил спикер.
Финансовую бизнес-платформу OmLook представляла девушка, назвавшаяся Аленой. Она констатировала, что потребности в микрозаймах растут. При этом, когда кредитование происходит между знакомыми людьми, процент невозврата ниже. Основная идея проекта – P2P-кредитование. «Кредитовать знакомых под процент неудобно, а без процентов неинтересно. Анонимность позволяет обойти эти условности» - рассуждала Алена. В приложении человек подает заявку на кредит, указывает его цель и другие параметры. Его друзья, зарегистрированные на платформе, откликаются на условиях анонимности. Отвечая на вопрос жюри, спикер поделилась, что идейный вдохновитель сервиса – «гражданин Китая».
Арбитражники и рыбалка
Егор Титов, основатель Ecom.Loans, рассказал, кто такие арбитражники. Эти люди получают деньги за то, что мы с вами видим рекламу в интернете. Выходит приблизительно 3.5 доллара за 1000 показов. «Этот бизнес похож на рыбалку. Ты заводишь много рекламных компаний. Какие-то уходят в минус, какие-то – в небольшой плюс… И потом, в определенный момент, эта связка начинает бомбить. То есть ты зарабатываешь много денег в очень ограниченный промежуток времени» - заинтриговал собравшихся Титов. Идея сервиса Ecom.Loans заключается в том, чтобы давать деньги арбитражникам «под очень высокий процент». Это заявление вызвало настоящие овации зала с аплодисментами и одобрительным свистом.
Победителями «Битвы инноваторов» по версии жюри стали стартапы Yango, Финолог и Sherlock Platform. Приз зрительских симпатий достался Ecom.Loans.
Москва.
обсуждение