При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новое исследование от «Делойта» демонстрирует, что влияние женщин на бизнес противоречиво и с женским лидерством не всё так просто.
20% и не меняется
Российский Deloitte к международному женскому дню подготовил исследование «Женщины-CEO в России. Показатели финансовой эффективности». Эксперты проанализировали 224 100 компаний, представляющих 19 отраслей экономики России, компании разбили на три группы – на микрокомпании, небольшие, наконец, средние и большие компании. Большая часть компаний в выборке оказалась микро и небольшими компаниями (с выручкой до 800 млн рублей). При этом микрокомпании имеют самую большую долю женщин-CEO (20%). В компаниях с большим объёмом выручки эта доля меньше, например, в самых крупных компаниях с выручкой более 800 млн рублей этот показатель в среднем за рассмотренный период составляет только 12%. Для 200 крупнейших компаний России доля женщин-CEO достигает всего 6,5%
Доля женщин-CEO в отечественных компаниях сохраняется на уровне 20% последние несколько лет, но этот показатель остается выше среднемирового уровня. Для сравнения: международное исследование, проведенное «Делойтом» в 2019 году, показало, что в среднем доля женщин-CEO в мире составляет 4,4%. В Европе этот показатель достигает 34,8%.
Учителя, врачи…
В каких отраслях больше женщин – генеральных директоров? Среди лидеров – образование (42%), гостиничный бизнес и сфера общественного питания (40%), здравоохранение и социальные услуги (39%). Меньше всего женщин-CEO в электроэнергетике, государственном секторе и обеспечении безопасности, в сфере добычи полезных ископаемых. Как отмечается в исследовании, отрасли-лидеры имеют социальную направленность и общественно полезную составляющую, а также отличаются невысоким уровнем оплаты и преобладанием женщин среди занятых в этих отраслях.
– Существующие исследования не позволяют сделать четкого вывода о гендерном влиянии на показатели деятельности фирмы и управленческие решения, показывая смешанные результаты, – один из основных выводов исследования.
Микрокомпании
Например, в целом микрокомпании, возглавляемые женщинами, демонстрируют стабильно более высокую эффективность по всем рассмотренным показателям: показатели рентабельности активов и капитала выше в среднем на 40% и 15% соответственно. В этом сегменте все показатели рентабельности продаж по прибыли выше у компаний, возглавляемых женщинами. При этом показатель по валовой прибыли превышает соответствующий показатель у компаний, во главе которых стоят мужчины, в среднем на 28%, а применительно к показателям по чистой прибыли эта разница снижается до 7%. Коэффициент задолженности у микрокомпаний, возглавляемых женщинами, находится примерно на одном уровне с показателями компаний, во главе которых стоят мужчины. При этом женщины стабильно более эффективно управляют издержками — в среднем на 2%.
Небольшие компании
Показатель рентабельности капитала в среднем выше на 16% у небольших компаний, возглавляемых женщинами, чем у компаний, во главе которых стоят мужчины, а рентабельность активов — на 2% ниже. Женщины-CEO демонстрируют более высокую рентабельность продаж по валовой прибыли (на 16% выше, чем мужчины-CEO) и более эффективное управление издержками (на 2% выше). Однако относительные показатели рентабельности продаж по чистой прибыли демонстрируют иную динамику, и большую эффективность по чистой прибыли демонстрируют мужчины-CEO (показатель у женщин здесь в среднем на 7% ниже, чем у мужчин). Коэффициент задолженности у небольших компаний, возглавляемых женщинами, стабильно выше примерно на 4%, чем у компаний, во главе которых стоят мужчины.
Задолженность выше
Коэффициенты управления издержками находятся примерно на одном уровне у средних и больших компаний, возглавляемых и мужчинами, и женщинами; но коэффициент задолженности выше на 3% у компаний, возглавляемых женщинами, чем у компаний, во главе которых стоят мужчины. Несмотря на то что показатель рентабельности продаж по валовой прибыли показывает разнонаправленные результаты, рентабельность продаж по чистой прибыли выше у мужчин-CEO на 35%, чем у женщин-CEO.
Москва.
обсуждение