При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
НАУФОР организовала онлайн-дискуссию на тему прогнозов на этот год. Ведущие экономисты и профессиональные инвесторы разошлись в своих прогнозах и оценках влияния регулирования на экономику. И не только на краткосрочном периоде.
«Жду крупной коррекции»
Пожалуй, самые тревожные оценки прозвучали от Якова Миркина, заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН.
По его словам, экономисты и политики недооценивают удар от последнего кризиса:
– У меня депрессивный взгляд на будущее рынков. Мы можем увидеть и третью волну, и «чёрного лебедя». Считаю, что в мире сегодня сверхконцентрация финансовых рисков.
Эксперт пояснил, что в последние десятилетия происходило накапливание всевозможных рисков, в том числе, военно-политических.
Восторг многих экономистов от структурных изменений экономики Миркин не разделяет:
– Какая экономика нас ждёт? Виртуальная? Но ведь людям нужно что-то есть и пить. Пандемия показала ценность первичных ресурсов.
«Структурная трансформация – это хорошо. Но люди не могут жить в виртуальной экономике, им нужно есть, пить. Пандемия показала ценность первичных ресурсов», – Яков Миркин, РАН
Другим важным вопросом экономист считает вопрос, когда закончится эпоха низких ставок?
– Начиная с 70-х годов ставки непрерывно снижаются. Продлится ли этот процесс в будущем?
Учёный ожидает крупной коррекции на фондовых рынках в ближайшее время:
– В это связи будет особенно больно тем розничным инвесторам, которые пришли на рынок в последние годы.
«Это всего лишь рыночная коррекция»
Противоположной точки зрения придерживается Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал».
– То, что мы видим сейчас – это рыночная коррекция, происходит адаптация к новым условиям. Важна более длинная динамика. У меня нет ощущения, что мы находимся в точке разворота.
Эксперт признал, что рынки могут искажать цены на активы, например, из-за повышенных объёмов ликвидности:
– Да, рынки часто неадекватно оценивают ситуацию. Однако сценарий рецессии пока крайне маловероятен. Любые коррекции будут неустойчивыми.
Вместе с тем, биржевик признал, что восстановление мировой экономики будет «гораздо медленным», чем в прошлые кризисы.
«Риски могут усиливать друг друга»
Ярослав Лисоволик, глава Sberbank Investment Research, считает, что неопределенность остается:
– Многие считают, что в этом году будет восстановление. Но это совсем не очевидно.
Среди рисков эксперт выделяет риск долговой проблемы и риск возобновления торговых войн.
По его словам, риски могут накладываться друг на друга и усиливаться.
Регуляторы нарушают правила игры
Максим Ачкасов, профессиональный инвестор, обратил внимание на то, что темпы вакцинации в мире проходят более медленными, чем ранее ожидалось темпами:
– Маловероятно, что к середине года будет достигнут иммунитет, а во втором полугодии экономика выйдет на ускорение.
Биржевик напомнил и о риске инфляции:
– Рынки перегреты, но мировые центробанки продолжают впрыскивать ликвидность. 79% участников опроса Дойче Банка считают инфляцию серьёзным риском.
Эксперт считает, что регуляторам придётся реагировать на рост инфляции нерыночными способами – поскольку ставки снижать далее некуда. В случае же, если ФРС решится начать цикл повышения ставки, то рынки отреагируют негативным образом:
– В 2018 году ФРС 4 раза повышала ключевую ставку. И какой результат? 90% всех активов в мире показали негативную доходность.
Помимо инфляции опасность идёт от регуляторов, считает Максим Ачкасов.
– Регулятор очень сильно вмешивается в экономику по всему миру. В том числе в рамках новомодной темы про ESG-регулирование.
По его словам, в ЕС в ближайшее время будет принято законодательство, которое обяжет крупные пенсионные фонды вкладывать средства в компании, «исповедующие ESG-ценности».
– Это прямое вмешательство в рынок.
«ЕС в ближайшее время будет принято законодательство, которое обяжет крупные пенсионные фонды вкладывать средства в компании, «исповедующие ESG-ценности». Но это прямое вмешательство в рынок», – Максим Ачкасов, инвестор
Помимо этого, регуляторы манипулируют экономическим циклом, заявил Ачкасов:
– Никто не обращает внимание, что будет через 5-10 лет. А будет увеличение налогов, налогоплательщики заплатят за этот банкет. А кто иначе?
«Безработица важнее инфляции»
Наталия Орлова, главный экономист Альфа Банка, считает безработицу бОльшим, чем инфляцию, риском:
– Я бы обратила внимание на то, что оценки по безработице от ФРС расходятся с официальными данными Администрации Белого дома. Официально – 6-7%, а оценки ФРС – 10%. Безработица более беспокоит.
Экономист также считает, что 2021 год может стать годом развитых, а не развивающихся рынков:
– Мы увидели, что бизнес получил огромную структурную экономию на фоне выхода из пандемии. И если ранее считалось, что развитые экономики могут вырасти в этом году на 2-3%, то сейчас есть оценки, что на 5-6%!
Олег Вьюгин, председатель Совета директоров НАУФОР и модератор конференции, согласился, что факторов в пользу инфляции немного:
– Я также считаю, что регуляторы постараются как можно мягче перейти к ужесточению ДКП. Риск внезапного разворота минимальный.
Москва.
обсуждение