При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В рамках вебинара «Как финансовые проблемы влияют на производительность труда» директор аналитического центра НАФИ Гузель Имаева представила результаты новейшего исследования уровня финансовой грамотности россиян.
Вебинар был организован для руководителей компаний и HR-директоров, но главной темой стала презентация НАФИ об уровне финансовой грамотности наших граждан.
Гузель Имаева, руководитель аналитического центра НАФИ, рассказала, что Центр уже три года замеряет уровень финансовой грамотности согласно международной методологии. По её словам, это социологические измерения по нескольким группам вопросов. Среди них: насколько человек понимает соотношения риска и доходности, насколько корректно респондент может рассчитать эффективную ставку по кредиту, формирует ли респондент финансовую подушку на случай кризиса, а также набор вопросов о деньгах как о ценности.
– К сожалению, только 12% населения смогли продемонстрировать достаточный уровень финансовой грамотности. Остальные – средний или низкий уровень грамотности.
Портрет грамотного гражданина выглядит следующим образом. Его средний возраст – 30-45 лет, чаще всего это семейный человек. имеет детей. Он проживает преимущественно в городах-миллионниках. Наконец, это квалифицированный специалист.
Эксперт отметила взаимосвязь между возрастом и уровнем финансовой грамотности: чем старше человек, тем ниже уровень его грамотности. Женщины демонстрируют более высокий уровень, поскольку женщина в российских семьях, как правило, отвечает за расходы.
«Чем старше человек, тем ниже уровень его грамотности. Женщины демонстрируют более высокий уровень, поскольку женщина в российских семьях, как правило, отвечает за расходы», – Гузель Имаева, НАФИ.
– Наши женщины – это такие финансовые амбассадоры.
Пандемия и последующий кризис стали катализатором финансовых проблем в российских домохозяйствах. Выяснилось, что «средняя семья сможет пожить без финансовой подушки лишь 63 дня».
– Это не очень много. При этом, 42% опрошенных признались, что денег хватит лишь на месяц.
По словам Имаевой, старые стратегии выживания более не работают. Речь о том, что раньше людей «спасали» близкие родственники, они сокращали расходы, кто-то находил подработку и так далее.
Согласно данным НАФИ резко увеличилась доля граждан, которые оплачивают покупки безналичным расчётом: с 16% до 29% за один год. 67% опрошенных заявили, что пользуются мобильным банком. 11% используют бесконтактную оплату.
Однако лишь 30% опрошенных смогли распознать признаки финансовой пирамиды.
При этом опрошенные заявили, что финансовые проблемы находятся на первом месте по значимости.
22% заявили, что их финансовые трудности снижают мотивацию к труду и негативно сказываются на производительности труда.
– Мы делали замеры и по субъективной самооценке финансовой грамотности. Что интересно – с возрастом эта оценка расходится с реальным положением вещей. Это, к сожалению, большая зона риска.
Руководитель НАФИ считает, что программы по повышению уровня финансовой грамотности нужны для того, чтобы «спустить людей на землю».
Москва.
обсуждение